Торчинов Е.А. - Пути философии Востока и Запада: познание запредельного

Торчинов Е.А. - Пути философии Востока и Запада: познание запредельного

Направления: Философия религии, Психология религии

СПб: "Азбука-Классика", "Петербургское Востоковедение", 2005

Формат: DOC. Размер: 2.61 МБ

Настоящая книга является продолжением капитального труда Е. А. Торчинова (1956—2003) «Религии мира: Опыт запредельного. Психотехника и трансперсональные состояния», вызвавшего огромный интерес как в научных кругах, так и среди широкой читательской общественности. Книга продолжает исследование трансперсонального опыта как основы феномена религии, сосредоточивая внимание на изучении онтологического статуса сознания, на метафизике и эпистемологии трансперсонального опыта. Основной материал для изучения как самого трансперсонального опыта, так и ведущих к его обретению практик, дают религии Востока, о которых идет речь в первом разделе книги. Во втором разделе исследуются философские аспекты измененных состояний сознания, а также нейрофизиологический аспект глубинных религиозных переживаний. Именно в области трансперсонального происходит сопряжение различных путей поиска обновления для западной мысли — в обращении к неевропейской мысли и в интересе к сознанию и его измененным состояниям, ибо именно неевропейские учения придавали особое значение не только психопрактикам, как методикам достижения конкретных, строго определенных состояний сознания, но в первую очередь их теоретическому и даже понятийному осмыслению.

Содержание:

Введение. Судьбы западной философии на рубеже III тысячелетия

Раздел Первый


ПУТИ ВОСТОКА

Часть Первая

КИТАЙСКАЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ТРАДИЦИЯ
ДУХ, МАТЕРИЯ И ЖИЗНЕННАЯ СИЛА
Историческое предуведомление
Основные характеристики китайского интеллектуального паттерна

МИР ЧЕЛОВЕКА – МИР ИСТОРИИ
Представления о времени. Космологический контекст
Теория Небесного Мандата (тянь мин)
Династийный цикл и тело династии
Официальное историописание в имперском Китае. Династийные истории
История как регресс. Историософская концепция Шао Юна

ВЕЩЬ И ВЕЩНОСТЬ В КИТАЙСКОЙ И ЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ
ЖИЗНЬ. СМЕРТЬ, БЕССМЕРТИЕ В УНИВЕРСУМЕ КИТАЙСКОЙ МЫСЛИ
УНИВЕРСУМ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ И УПОРЯДОЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВА – КОНФУЦИАНСКАЯ ТРАДИЦИЯ

ЕСТЕСТВЕННОСТЬ И НЕДЕЯНИЕ: ОТКРОВЕНИЯ ДЕТСКОГО СЕРДЦА (ДАОССКАЯ ТРАДИЦИЯ)
Что такое даосизм? Опыт построения новой модели
Даосские мыслительные практики ("философия")

Часть Вторая

ИНДИЙСКАЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ТРАДИЦИЯ. САМОПОЗНАНИЕ И ОСВОБОЖДЕНИЕ

ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ: ИСТОРИЯ, ШКОЛЫ, ПОДХОДЫ (КАРТИНА МИРА – КАРТИНА ДУШИ)
Теория структурного полиморфизма
Индийская философская система как проект
"Ортодоксальные" (астика) школы
"Неортодоксальные" (настика) школы

БУДДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
Общая характеристика
Мадхьямака (шуньявада)
Йогачара (виджнянавада)
Теория Татхагатагарбхи

ПРОБЛЕМА СОЛИПСИЗМА
Часть Третья
ТРАДИЦИОННЫЕ КИТАЙСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О МИРЕ И БУДДИЗМ
(К ПРОБЛЕМЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КУЛЬТУР)

БУДДИЙСКАЯ КОСМОЛОГИЯ И ТРАДИЦИОННАЯ КИТАЙСКАЯ КУЛЬТУРА

Раздел Второй

РАСКРЫТИЕ СОЗНАНИЯ.
ИЗМЕНЕННЫЕ СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ: ПСИХОЛОГИЯ И ФИЛОСОФИЯ

Часть Первая
МЕТАФИЗИКА И ЭПИСТЕМОЛОГИЯ ТРАНСПЕРСОНАЛЬНОГО ОПЫТА
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ СООБРАЖЕНИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
ТРАНСПЕРСОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ, ПРОБЛЕМА СУБЪЕКТ-ОБЪЕКТНОГО ДУАЛИЗМА И НЕДВОЙСТВЕННОСТЬ
К ПРОБЛЕМЕ ЭПИСТЕМОЛОГИЧЕСКОЙ И МЕТАФИЗИЧЕСКОЙ РЕЛЕВАНТНОСТИ ТРАНСПЕРСОНАЛЬНОГО ОПЫТА
ЕДИНСТВО ТРАНСПЕРСОНАЛЬНОГО ОПЫТА И МНОГООБРАЗИЕ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫХ ФОРМ ЕГО ОПИСАНИЯ

Часть Вторая

ТРАНСПЕРСОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ: НЕЙРОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
МОЗГ И ТРАНСПЕРСОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ
Постановка проблемы
Краткий обзор традиционных европейских представлений о связи души и мозга
Современная метафора мозга – компьютер
Отфильтрованная реальность
Импринтирование. Энграммы. Программы мозга
Активность мозга во время глубоких религиозных переживаний

ВОЗДЕЙСТВИЕ НА МОЗГ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ТРАНСПЕРСОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ
Связь религиозных переживаний с воздействием на мозг
Психоделики
Импринтинг и ритуал
Переимпринтирование и "архаические техники экстаза"
Йога и мозг
Перепрограммирование, трансформация тела и теургия
ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ

Заключение.
ЛИЧНОСТЬ И СВОБОДА В ВОСТОЧНЫХ ТРАДИЦИЯХ (К КРИТИКЕ ЕВРОПОЦЕНТРИЗМА И ОРИЕНТАЛИЗМА)

Е.А.Кий. Евгений Алексеевич Торчинов (1956-2003)

Примечания