3. Русские средневековые вольнодумцы

Ранние вольнодумцы

Вольнодумство в средние века развивалось в двух социальных пло­скостях: во-первых, в народных массах деревни и особен­но города, а во-вторых, в социальных верхах. В последнем случае оно проявлялось в противопоставлении светского начала церковному. Так, в XII в. возник спор «о мясоеде-нии», сущность которого состоит в следующем: с древних языческих времен на некоторых празднествах (зимняя солнечная фаза, совпадающая с христианским рождест­вом, весенняя фаза — масленица) ритуал требовал мяс­ной пищи (рождественский окорок, «Васильевский»— но­вогодний— поросенок и т. п.). Эти старинные языческие пиры, трансформировавшиеся в православные праздники, могли совпасть с «постными днями» (среда и пятница), в которые церковниками запрещалось принятие мясной пищи. Древний обычай столкнулся с показным аскетиз­мом, и княжеско-дружинные круги выступили против церковников. Современники поговаривали даже о том, что якобы война Андрея Боголюбского с Киевом в 1169 г. бы­ла вызвана спорами «о мясоедении» с игуменом Киево-Печерского монастыря.

Другим примером боярского свободомыслия является

236

Киевская летопись второй половины XII в., резко отлича­ющаяся от других произведений этого жанра, написанных монахами. В летописи (условно ее автором можно считать киевского тысяцкого Петра Бориславича) речь идет о дипломатических и военных делах и совершенно отсут­ствует церковная риторика, церковные даты и самое главное — нет никакого намека на провиденциализм (бо­жественное предопределение), которым пронизаны все летописи той эпохи. Причины событий Петр Бориславич ищет не в воле бога, а в реальной исторической ситуации.

Смелым вольнодумцем был и автор «Слова о полку Игореве». Летописный рассказ о походе 1185 г. полон церковной риторики и дешевых сентенций. Летописец да­же вложил в уста Игоря многословную речь, будто бы произнесенную им в тот момент, когда половцы вязали его на поле битвы как пленника. Вымышленная покаянная речь князя переполнена церковной фразеологией и осно­вана на принципе провиденциализма.

«Слово о полку Игореве», написанное человеком, при­надлежащим к боярским военным кругам Киева, совер­шенно не применяет религиозной терминологии: слово «бог» в речи автора употреблено только один раз, и то мимоходом. Ни начало похода, ни тяжкая битва, ни горечь поражения, ни обращение Святослава к князьям, ни вос­поминания о прежних усобицах — ничто не вызвало в по­эме обращения к богу.

Две упомянутые в ней церкви (София Полоцкая и Пирогощая на киевском Подоле) даны только как то­пографические ориентиры. Герои «Слова» ни в каких си­туациях не осеняли себя крестом. Иначе относился автор к языческой романтике. Предвосхищая мыслителей Ре­нессанса, писавших о Зевсе и Юпитере, Афродите и Вене­ре, Артемиде и Диане, автор «Слова» широко пользуется именами славянских языческих богов, то вплетая их в комплекс природных сил (ветры — внуки Стрибога, Хоре — бегущее по небу солнце и т. п.), то обозначая русского князя как потомка царя-солнца Дажбога. Происхождение своего предшественника — поэта Бояна он ведет от бога Белеса, тем самым и себя как бы причис­ляя-к «Велесовым внукам», к древним сказителям язы­ческих мифов и эпических сказаний. Нужно было быть очень смелым, .чтобы в столице Руси на суд князей и епископов представить такую дерзновенную, с точки зрения церковников, поэму. Недаром до людей науки дошла только единственная рукопись этого великолепно­го произведения!

237

Опровергая легенды о необычайной религиозности людей средневековья, один из авторов XII в. в специаль­ном поучении писал, что церкви пустуют, что духовенству не удается привлечь русских горожан на богослужение в церкви, тогда как на полуязыческие карнавалы они идут весьма охотно:

Если какой-нибудь плясун, или музыкант, или комедиант позовут на игрище, на сборище языческое, то все туда ра­достно устремляются и проводят там, развлекаясь, целый день.

Если же позовут в церковь, то мы позевываем, чешемся, сонно потягиваемся и отвечаем: «Дождливо, холодно...»— или еще чем-либо отговариваемся.

На игрищах нет ни крыши, ни защиты от ветра, но нередко и дождь идет, дует ветер, метет метель, но мы ко всему этому относимся весело, увлекаясь зрелищем, гибельным для наших душ.

А в церкви и крыша есть, и приятный воздух, но туда люди не хотят идти.

В церковных зданиях горожане далеко не всегда вели себя благолепно и богобоязненно — все стены древних храмов исписаны поверх фресок уже в XI — XIII вв. Не­смотря на прямое запрещение в церковном уставе «резать на стенах», горожане выцарапывали свои имена, излагали свои просьбы, записывали события, а иной раз даже пи­сали купчие грамоты.

В алтарной части Софийского собора в Киеве, где толкались юные певчие и служки, помогавшие священни­кам, сохранились такие надписи: «Дай мою козу [пю­питр] », «Кузьма-порося!»— или набор непристойных надписей и стихотворных эпиграмм.

Чем больше ширилась власть церкви, ее богатства и земельные владения (особенно монастырские), тем сильнее проявлялись все отрицательные черты духовен­ства и разительнее выступал контраст между евангель­скими нравоучениями и реальным бытом священнослу­жителей и монахов, бравших взятки и поборы, пьянство­вавших и развратничавших.

Интереснейшие сведения об обличении «лихих пасты­рей» дает нам житие Авраамия Смоленского, говорящее о событиях начала XIII в. Оставаясь сам в составе духо­венства, Авраамий энергично и смело обличал пороки этого сословия, особенно нападал на монашество. Начало его деятельности падает на 1197—1213 гг. Тогда Авра­амий был священником Селищенского монастыря под Смоленском. К нему в монастырь «мнози от града прихо-дять и учением духовным его множатся». Молодой свя-

238

щенник, не довольствуясь беседами в монастыре, начал проповедовать в Смоленске, следуя примеру своего лю­бимого автора — Иоанна Златоуста: «Да не учитель да­лече града будеть. Оттоле выиде в град, уча и наказу я...»1

Первые же проповеди Авраамия настроили враждебно к нему смоленское духовенство. Попы и монахи выступили против него, чинили ему всякие препятствия, приходили даже в Селищенскии монастырь, «потязати и укорити», но бывали посрамлены в спорах и «со студом отхожааху».

Смоленск стал ареной ожесточенной идеологической борьбы. На одной стороне было многочисленное белое и черное духовенство города (в Смоленске насчитывалось несколько десятков церквей и монастырей), а на другой -молодой талантливый проповедник, который, по словам его врагов игуменов, «уже весь град к собе обратил есть».

Публичная проповедь в Смоленске была скоро запре­щена Авраамию попами и черноризцами, «спиру творя­щими» и «крамолы на нь вьздвизающими в граде и везде».

Очевидно, проповедь Авраамия носила особенный, не­обычный характер, опасный для церковников, потому что вскоре на него ополчился и его игумен, постригший и вос­питавший его. Игумен Селищенского богородичного мо­настыря «много озлобления на нь возложи», запретил ему поучать и «отлучи» его. Последнее надо понимать, видимо, не в смысле отлучения от церкви, интердикта, а отрешения от проповедничества: «Аз за тя отвещаю у бога. Ты же престани уча».

Авраамию пришлось перейти в другой монастырь.

Проповедническая деятельность Авраамия разверну­лась на новом месте особенно полно. Монастырь «Чест­ного Креста» находился вне городских стен, вдали от епископской резиденции и наиболее богатых монастырей. «И ту начаша боле приходити и учение его множайшее быти».

Авраамий выходил из рамок обычной церковной службы, он устраивал чтение книг и давал свои пояснения читаемому: «Бе бо блаженый хитр... не токмо почитати, но протолковати». Обладая блестящей памятью, пропо­ведник знакомил слушателей с различными сочинениями, используя, очевидно, для этого и церковную кафедру, и беседы с «притекающими на утешение». Его слово было обращено к разным социальным слоям, включая и подне­вольное, феодально зависимое население, княжества: «Николи же умлъкнуша уста его к всем — к малым же и к великым, рабом же и свободным и рукодельным».

239

Очевидно, успешная и широкая проповедь Авраамия, книжника, оратора и художника, представляла опасность для церкви, потому что и в новом монастыре над ним на­висла беда.

В то время как одни в Смоленске восторженно назы­вали Авраамия пророком, другие посылали доносы на него епископу, хулили его учение и называли еретиком. В вину ему ставилось преклонение перед какой-то опасной апок­рифической литературой: «Глубинные книги почитаеть». Попы выкрикивали: «Уже наши дети вся обратил есть». Здесь под «детьми» следует понимать их прихожан, паству.

Смоленск стал свидетелем нового, небывалого по раз­маху движения всех церковников против проповедника из «Честного Креста», который был «яко птица ят руками» и приведен на епископский двор: «Събраша же ся вси от мала до велика весь град на нь». «Инии глаголють: «За-точити!», а инии —«К стене ту пригвоздити и зажещи!», а друзии —«Потопити!» и проведше въ сквозе град.

Всем же собравшимся во двор владычень, игуменом же и попом и черньцем, князем и боляром, диакони и вси церьковници, внегда послаша по блаженого, уже всем собравшимся.

Посланые же слугы емше, яко злодеа влачяху; овин ругахуся ему, инии же насмхаахуся ему и бесчинная сло­веса кыдающе».

Событие взволновало весь город: «По торгу и по ули­цам — везде полна народа и мужи же, глаголю, и жены, и дети...»

В судьбе опасного еретика принял участие князь: «Кназю бо и властелем умягъчи бог сердце; игуменом же и ереом — аще бы мощно, жива его пожрети».

Князь и вельможи предостерегали епископа от «без­законного убийства» и расценили обвинения, воздвигну­тые игуменами против Авраамия, как клевету. Суд про­должался два дня. Приговор был далек от желания игу­менов, «яко волом рыкающим» утопить, сжечь или «жива пожрети» Аврааглия. Его вернули в Селищенский мо­настырь, лишили права литургии, а по всем дорогам, вед­шим в Смоленск, были поставлены мечники (очевидно, владычные), не пропускавшие никого к опальному пропо­веднику. Пытавшиеся проникнуть к Авраамию его сто­ронники «разграблени быша».

В истории средневековых ересей нередко наблюдается сочувствие светской власти тем еретикам, которые высту­пали лишь с антиклерикальными или антимонашескими

240

лозунгами, без радикальных программ социальных пре­образований. Очевидно, именно такова и была проповед­ническая деятельность Авраамия, привлекшего на свою сторону народные массы и боярско-княжеские круги, но озлобившего прежде всего верхи монашества — игуменов.

Перу Ефрема, ученика Авраамия, кроме его жития принадлежит и «Похвала», где в перечислении разных разрядов людей (от апостолов до нищих) упоминаются убогие и просители, претерпевшие голод, наготу и холод, многие напасти на море и на суше, «озлоблении и прогна-ни и разграблени бес правды от велмож и от судьи непра­ведных...».

Здесь эти социальные мотивы поданы в смягченной форме, так как предполагается, что «си вся приаша и претерпеша с похвалением». Такие робкие демагоги­ческие выпады не могли быть причиной гонений на Авра­амия и его учеников.

Не могло вызвать всеобщего возмущения и невинное увлечение одной из тем эсхатологического цикла: «Бла­женный Авраамий часто собе поминая, како истяжуть душу пришедшей ангели и како испытание на въздусе от бесовьских мытарев...» На эту тему, в пояснение словам, Авраамий даже написал (или заказал) икону.

С именем Авраамия связано специальное «Слово о небесных силах и чего ради создан бысть человек и о исходе души». Половина «Слова» посвящена загробной судьбе душ праведных и грешных. Все это основано на вполне каноническом житии Василия Нового.

Ключом к идеологии Авраамия и его сторонников должны быть отреченные («глубинные») книги, в чтении и почитании которых обвиняли его на суде.

Из книг, близких к «глубинным», в житии названа лишь одна — «Златая Чепь», оттуда Ефрем, ученик Ав­раамия, черпал оправдания своего учителя.

Поучения, подобранные в «Златой Чепи», адресованы простым людям, мирянам, «всем христианам», как и мо­литва Авраамия. Они обращены не только к социальным низам (которым высказывается сочувствие), но и к вои­нам, едущим на рать с князем. Одно из слов .в сборнике делит человеческое общение с богом на два вида: каждый может молиться о себе в своем доме, «идеже не видить никтоже, не слышить, но токмо един бог»; клеть в своем доме именуется «малой церковью». Наряду с этим су­ществует и молитва в храме, в «великой церкви» — она идет за князя и всех христиан.

Видное место в «Златой Чепи» и «Измарагде» зани-

241

мают осуждения монахов и духовенства. «Не спасут нас черные ризы, ни белые осудят...» Особенно интересно «Слово о лжеучителях» в «Измарагде»: «Мнози пастуси наимают наймиты паствити скот и сами пиют или да спят... упиваются неправедным събранием и, потакови деюще властелем, не хотят учити, ловяще у них чяши или некоево взятьа.

Того ради простейшим учением учат, а дивное таят...»

Духовенство, потакающее за дары или за чашу вина неправедным судьям, пьянствующее, ограничивающееся примитивной формой поучений, приравнено к волкам у стада. «Лихие пастухи» названы лжеучителями.

«Златая Чепь» содержит те же резкие обличения: «Мнози бо в пустынях и в горах (т. е. отшельники, мона­хи.— Б. Р.) мысляще мирьская — погибоша и мнози в градах с женами и детими живуще — спасошася».

Если Авраамий Смоленский просто читал «притекаю­щим к нему» смолянам это место из имевшейся в его биб­лиотеке «Златой Чепи» (даже без «протолкования»), то этого было достаточно для того, чтобы игумены монасты­рей стали его врагами. Но он, как известно, и комменти­ровал читаемое. Попы-лихоимцы приравниваются к язы­ческим жрецам и награждаются нелестными определени­ями: «Блудници лихоимьци — си суть свинии пастуси...» Беря в свидетели самого бога, составители «Златой Чепи» особо выделили в рукописи то «протолкование», которое касается плохих попов:

«И сам рече господь: мнози пастуси просмрадиша ви­ноград мой...

Пастуси суть попове и книжници, а виноград — вера... и погибають (человеци) лихими пастуси и учители безум­ными...»

В злобном хоре тех, кто предлагал убить, утопить, распять и сжечь живым Авраамия, на первом месте были игумены, а на втором — ери — попы, у которых тоже были основания ненавидеть этого почитателя книги Глубины -«Златой Чепи».

Незадолго до нашествия Батыя во Владимиро-Суз-дальской земле был произведен суд над богатым ростов­ским епископом Кириллом. «Бяшеть бо Кирил богат зело кунами и селы и всем товаром и книгами...» В 1229 г. князь Ярослав, сын Всеволода Большое Гнездо, судил Кирилла и «в един день... все богатьство отъяся от не­го...».

Князю примерно в это же время некий вольнодумец, подражавший Даниилу Заточнику (конец XII в.), писал

242

«Моление» с просьбой о поддержке. Среди интересных суждений о холопах, о боярах, о княжеской власти там есть смелое обличение современным автором русского мо­нашества: «Мнози об отшедше мира сего во иноческая и паки возвращаются на мирское житие, аки пес на своя блевотины... обидят села и домы славных мира сего, яко пси ласкосердии. ...Ангельский имея на себе об­раз, а блядной нрав; святительский имея на себе сан, а обычаем похабен».

Стригольники

В городских движениях средневековой Европы тесно переплетались борьба горожан с феодалами, классовая борьба черных, «тощих» людей с «жирными» и шедшие из разных слоев города выступления против обмирщенной церкви и офео-далившихся монастырей. На русской почве антицерковные движения прослеживаются полнее всего на примере Нов­города и Пскова, где на протяжении многих десятилетий церковники отбивались от нападок так называемых стри­гольников. В Новгороде казнили главарей этого движе­ния, но вплоть до 1427 г. епископы и митрополиты писали поучения, направленные против еретиков.

Движением стригольников исследователи занимались давно, с конца XVIII в., и к настоящему времени оно изу­чено на основе враждебной ему церковной литературы достаточно полно. К сожалению, новейшие исследователи вопроса (Н. А. Казакова и А. И. Клибанов) ограничили стригольническое движение только тем временем, когда начались преследования его участников. А между тем еще 40 лет назад А. Д. Седельников и Н. П. Попов установили, что в круг чтения русских людей уже в начале XIII в. входили такие сочинения и сборники, в которых содержа­лось большое количество стригольнических нападок на духовенство, погрязшее в нечистоплотных денежных делах.

К 1272—1312 гг. относится знаменитое «Слово о лжи­вых учителях», которое можно (вслед за Н. П. Поповым) считать одним из первых стригольнических произведений.

В начале XIV в. «явися в Новеграде еретик, протопоп новогородский, к нему же присташа мнозии от причта церковна и мирян... и святый ангельский монашеский чин ругаху... И мнозии, от инок изшедше, оженяхуся»2. В 1326 г. «се ин еретик явися, туждая церкви христовы». В 1336 г. новгородский архиепископ Василий в сочиненной им молитве обращается к богородице: «А иже на церковь свою вступят — тех... посрами и... погуби их!» По поводу Ивана Калиты сказано под 1339 г., что он прекратил

243

«безбожные ереси». Новгородский архиепископ Моисей задолго до казни стригольников, в 1352—1359 гг., «по-двизався... противу стригольников». Едва ли следует со­мневаться в том, что это движение началось не в 70-х го­дах XIV в., когда к ним уже применяли самые крайние меры, а значительно раньше.

Сущность учения стригольников достаточно выяснена исследователями: они отрицали необходимость посредни­ков между богом и людьми, т. е. не признавали всю цер­ковную организацию и духовенство («лихих пастухов»), отрицали весь исповедальный комплекс в его церковной форме (исповедь священнику, покаяние, отпущение грехов и причастие). Храму как месту молитвы они противо­поставляли «ширины градные» и молитвы под открытым небом или в «малой церкви» — в своем доме, в моленной. Исповедь признавалась только как открытие своих грехов земле, а не духовенству. Стригольники последовательно отвергали все виды доходов «череву работних попов»: взятки за получение прихода или епархии, требы, вклады «на помины души» и продовольственные «отклады» при совершении народных языческих обрядов. Отвергнув ко­рыстолюбивое духовенство, стригольники признавали за каждым человеком, чистым верой и достаточно обра­зованным, право учить других. Даже враги считали, что стригольники —«постницы, молебницы, книжницы», жи­вущие «чистым житием», они «сами ся поставляють учи­тели народа». Уже из перечня стригольнических тезисов ясно, что посадские люди Новгорода и Пскова (а может быть, и Смоленска) замахнулись на самую устойчивую часть феодального общества — на церковь, сохранившую свои богатства и в условиях монголо-татарского ига. Учение стригольников освобождало человека от обяза­тельности официальных, узаконенных обрядов и превра­щало его религиозные взгляды в частное, личное дело каждого. В этом заключалась гуманистическая черта но­вого мировоззрения.

В отличие от западноевропейских богомилов стри­гольники не отрицали ни икон, ни крестов. Первое упоми­нание об иконоборческих идеях относится к 1385—1389 гг. (житие Иакова Ростовского), но оно в источнике не свя­зано с движением стригольников. Указанное обстоятель­ство дает право на поиск стригольнических элементов не только в полемической и афористической литературе, как это делали А. Д. Седельников и Н. П. Попов, но и в сфере таких реалий, как кресты, иконы, книги.

На окраинах Новгорода найдены большие каменные

244

кресты с тщательно вырезанными выпуклыми надписями, призывающими помиловать раба божьего, дать ему здра­вие и отпустить ему все его прегрешения. Самое интерес­ное в том, что имя раба божьего не указано, а для него оставлено в центре креста свободное место. Врытые в землю покаянные кресты, очевидно, заменяли исповедь в церкви и предназначались последовательно для многих лиц: достаточно было написать имя на кресте (например, углем) и вся надпись становилась обращением непосред­ственно к богу от имени очередного кающегося в грехах. Связь крестов второй половины XIV в. с одним из важных тезисов стригольничества об отказе от церковной исповеди едва ли подлежит сомнению.

Ключом к анализу новгородского искусства эпохи стригольничества является знаменитый Людогощинский крест 1359 г., изготовленный, как удалось установить по тайнописи, скульптором Яковом Федосовым. Огромный деревянный крест в виде мифического «древа жизни», весь покрытый растительным орнаментом, предназначался для городского «распутия» или «ширины градной». Надпись на нем в полном согласии с учением стригольников утвер­ждает, что молиться можно «на всяком месте чистым сердцем». Поставлен он был уличанами Людогощей ули­цы, и воля народа охранила его от превратностей судьбы. Впрочем, стригольническая тенденция была полностью прикрыта здесь внешней ортодоксальностью: тезис о мо­литве на всяком месте по существу был оправданием от­каза от церкви, но он восходил к апостолу Павлу; все 18 барельефов креста были если и не вполне каноничны (многие сюжеты основаны на апокрифах), то и не выхо­дили за рамки общепризнанной литературы, но подбор сюжетов оказывается явно тенденциозным, и тенденция эта — стригольническая.

Во-первых, на кресте изображены те христианские святые, которым, по легендам, удалось беседовать с богом без посредников (Илья в пустыне, Герасим и лев, Симеон-столпник) ; во-вторых, подчеркнута идея нестяжательства, безвозмездности, так ярко проявившаяся в борьбе стри­гольников с духовенством, поставленным «на мзде» (вра­чи-бессребреники Кузьма и Демьян). В. Л. Янин связы­вает с этой идеей ковчежец кузнеца Самуила, покрытый изображениями безвозмездных целителей. В-третьих, ба­рельефы Якова Федосова широко развивают тему актив­ной борьбы со злом: Георгий, поражающий змея, Самсон, раздирающий льва, пешие и конные святые-воины и два барельефа, посвященные Федору Тирону, воюющему со

245

змеем ради освобождения плененного змеем народа. По апокрифическим сказаниям, Федору помогала «мать сыра земля», олицетворенная здесь в виде дерева, что сближает этот самый крупный барельеф со стригольническим куль­том земли. Известный демократизм и некоторое «зазем­ление» образа Иисуса Христа проявились в своеобразном «сидячем деисусе»; традиционное христианское моление, где по сторонам Иисуса изображались стоящие фигуры, здесь показано иначе: богородица и Иоанн Предтеча по сторонам центральной фигуры сидят на красивых стульях с высокими резными спинками. Подбор сюжетов на кресте 1359 г. как бы излагает в наглядной форме религиозно-общественное кредо стригольников: уход из церкви, непо­средственное обращение к богу («от земля к воздуху зря-ще, бога отца себе нарицающе»), культ земли и призыв к борьбе со злом.

Существование в Новгороде и Пскове двух расходя­щихся религиозных концепций заставляет пересмотреть заново весь известный фонд религиозного искусства XIII — XV вв. И едва только мы подойдем к этому до­вольно значительному фонду, учитывая как ортодоксаль­ную церковную концепцию (поддерживаемую • высшим духовенством и боярством), так и стригольническую, бо­лее демократическую, суровую, сразу увидим, что новго-родско-псковская иконопись довольно четко распадается на две различные группы. Возглавляют их две иконы конца XIII в. Икона «Никола Липный» написана мастером Олексой Петровым в 1294 г. для боярина Николая Ва­сильевича в церковь, только что построенную архие­пископом Климентом. Избыточная декоративность, кра­сивость, многообразие орнаментальных деталей, изысканность жестов, роскошь одежд, яркая колоритность и обилие золота — все это превращает Николу в богатого и вельможного князя церкви. К тому же времени отно­сится икона Иоанна Лествичника с Георгием и Власием: на тяжелом и суровом красном фоне возвышается огром­ная простая, как идол, фигура «Евана» (который, по ле­генде, поднялся по лестнице на небо, к богу), вдвое пре­вышающая соседние; одежда Иоанна скромна, жест сдержан; на темном фоне мантии выделяется лишь одно яркое пятно — книга в драгоценном переплете. Георгий с мечом и благой пастырь Власий подкрепляют стриголь­ническую тему, но главной в этом произведении искусства остается гигантская фигура «Евана»— человека, при­влекшего к себе внимание самого бога.

К средневековой живописи необходимо подходить

246

прежде всего как к проявлению общественной мысли со всей ее сложностью и противоборством. В данном случае иконы «Никола Липный» и «Еван» дают два полюса нов­городского искусства конца XIII в., когда появилось стригольническое «Слово о лживых учителях». И каждое из этих направлений получило продолжение в XIV—XV вв., в период расцвета стригольничества. На таком же крас­ном фоне, как «Еван», и столь же просто написаны иконы Георгия и несколько икон Ильи XIII—XIV вв. Ге­оргий показан не только как апокрифический победитель зла-змия, но и как человек, претерпевший за свое прав­долюбие жестокие казни. Интерес к пророку Илье в XIV в. объяснялся не только тем, что бог беседовал с ним в пустыне, а потом взял его живым на небо (последнюю тему охотнее разрабатывали официальные художники XV—XVI вв.), но и тем, что Илья боролся с языческим жречеством и заколол 300 жрецов. На одной из икон Илья изображен вслушивающимся в голос бога, а на видном месте, в центре нижнего ряда клейм, показана расправа Ильи со жрецами. Если средневековый художник хотел выразить мысль о необходимости борьбы с современным ему духовенством, то лучшего сюжета не было; современ­ный ему зритель легко разгадывал эзопов язык таких иносказаний.

Ряд икон посвящен Фролу и Лавру, Власию, Спири-дону, Модесту и др. Обычно они расцениваются как изоб­ражения покровителей коневодства, но напрашивается совершенно иное объяснение: в противовес «лихим пасту­хам», «лживым учителям», обличенным в стригольни­ческой литературе, здесь выдвигается принцип благих пастырей, умело пасших свои стада. Почитатели еванге­лия, стригольники должны были выразить это и в иконо­писи; действительно, у них имелись такие иконы, как «Земная жизнь Христа», а противоположный, официаль­ный лагерь отдает предпочтение таким торжественным, «двунадесятым» сюжетам, как преображение и вознесе­ние. Народные апокрифы привели к созданию икон «Со­шествие во ад», где воскресший Христос выводит из ада Адама и Еву, прощая им их первородный грех; здесь снова в примитивной форме проявляется внимание к человеку и человеческому. Церковь же предпочитала канонический сюжет воскресения.

Стригольническая склонность к отрицанию, сомнению, вдумчивости сказалась в появлении таких произведений, как икона Фомы, сомневавшегося в бессмертии Иисуса, и великолепная икона Гавриила, изображенного не в ка-

247

честве небесного архангела, а в виде простого человека с высоким умным лбом, с внимательным взглядом; крылья хотя и нарисованы, но они настолько обособлены от самой фигуры, что производят впечатление каких-то коричневых и зеленых горок заднего плана. Гавриил и Фома в упомя­нутых иконах даны не в традиционных композициях, а изолированно, как частные лица. Икону Фомы Неверу­ющего с ранними идолообразными иконами объединяет красный фон.

Самой выразительной иконой стригольнического толка можно считать замеченную еще А. И. Некрасовым псков­скую икону второй половины XIV в.—«Собор богоматери». Действие ее происходит на огромной, заросшей зеленой травой горе; престол богоматери стоит на земле, по сто­ронам его — две аллегорические фигуры Пустыни и Зем­ли. Земля в виде полуобнаженной женщины с празднич­ным венком в руке. На горе и на переднем плане показаны группы благих пастырей, читающих, поющих и прослав­ляющих богородицу. К ортодоксальному направлению можно отнести иконы или содержащие иные сюжеты («Борис и Глеб», «Страшный суд», «Чудо в Хонех»— о наказании крестьян, враждующих с монастырем,, «Оте­чество», направленное, по мысли В. Н. Лазарева, против еретиков-антитринитариев, и др.), или же дающие иную трактовку тех же сюжетов («Восхождение Ильи», «Вос­кресение», «Рождество», «Покров», где богородица под­черкнуто вознесена над землей «на воздусе»; сложная, пышная композиция «О тебе радуется»).

Идеологическая борьба шла в живописи с тем же на­пряжением, что и в полемической литературе. Церковные сюжеты были выражением тех или иных течений общественной мысли, и поэтому после соответствующей расшифровки они становятся драгоценным историческим источником, освещающим оппозиционное движение не извне, не со стороны официальной церкви, а изнутри стригольнического движения.

В числе стригольников были представители низшего белого духовенства (дьякон Никита); Авраамий Смолен­ский удержал за собой полуеретический монастырь. Не исключена возможность, что церковь в пригородном селе Болотове под Новгородом во времена архиепископа Алексея, благоволившего к еретикам, могла принадле­жать общине стригольников. Роспись Успенской церкви в Болотове 1363 г., выполненная русским мастером-нов­городцем (В. Н. Лазарев), необычна по своим сюжетам. Особенно интересна фреска, изображающая пир в бога-

248

том монастыре, игумен которого приказал прогнать Иисуса Христа, стучавшегося в ворота в одежде нищего. Со стригольническим отказом от заупокойных панихид и вкладов в церковь на помин души (в чем их упрекал епископ Стефан Пермский) связана другая волотовская фреска —«Души праведных в руце божией». Здесь еще раз устраняется посредничество церкви между человеком и небом.

Источники постоянно рисуют стригольников как людей образованных, книжных. Это заставляет обратить внима­ние на новгородско-псковскую книжность XIII — XV вв. не только со стороны содержания, но и со стороны книж­ной орнаментики, которая, как было давно замечено, приобретает в XIV в. необычно вольный характер. Сред­невековые рукописи издавна украшались заглавными буквицами-инициалами, красочными фронтисписами и миниатюрами; на протяжении XI — XIII вв. в них пре­обладали декоративные элементы, но начиная с 1323 г. в орнаментику новгородских и псковских богослужебных рукописей вторгаются изображения людей и даже жан­ровых сцен. Художники рисуют псарей с собаками на створках, бирючей, старцев с посохами, охотников, по­трошащих зайцев, птицеловов с выдранными перьями ор­ла или беркута. Люди одеты в обычные городские одежды, они читают книги, бьются в поединке, пьют заздравный рог вина, играют на гуслях, торжественно, с обнаженным мечом поднимают кубок.

В ряде рукописей XIV в. художники делали специаль­ные подписи к буквицам: новгородец греется у костра -подпись: «Мороз. Руки греет»; новгородец обливается из ушата —«Обливается водою»; играющему на гуслях пи­шется совет: «Гуди гораздо!» Буква «М» в одной из руко­писей изображена в виде двух рыболовов, тянущих сеть с пойманной рыбой. Один из них недоволен работой това­рища и кричит ему: «Потяни, курвин сын!», а тот огрыза­ется: «Сам еси таков!» Трудно представить себе книгу с подобными инициалами находящейся в церкви на глазах у причта и епархиального начальства. Возникает предпо­ложение, что рукописи с такой озорной орнаментикой, проникнутой демократическим духом городского посада, могли предназначаться не для официальных храмов, а для стригольнических моленных.

Данное предположение можно проверить. До сих пор книжные инициалы изучались как рисунки, не имеющие никакого касательства к содержанию иллюстрируемых книг: иногда это даже возводилось в принцип (М. В.

249

Щепкина). Анализ одной из интереснейших новгородских рукописей XIV в. (Фроловская псалтырь № 3) показал, что инициалы распределены там весьма неравномерно: то 10—15 страниц оставлены без орнаментальных буквиц, то на одном листе художник помещает их 3—4. Было бы не­мыслимо, если бы инициалам отводилась только декора­тивная роль. Сопоставление с содержанием убеждает в том, что красочными буквицами художник отмечал нужные ему места текста, превращая тем самым стан­дартную богослужебную книгу в подбор фраз, выражав­ших его мысли. Буквицы отмечали в псалтыри те псалмы и отдельные фразы, где проводились мысли, сходные с учением стригольников: непосредственное обращение к богу; исповедь богу; беззакония, творящиеся вокруг; наступающее на человека зло и противодействие ему. Первый инициал (на третьем листе) является как бы эпиграфом, определяющим эпоху: «Векую шаташася языци и людие поучишася тщетным». Последний инициал отмечает то место, где говорится о конце мрачной ночи и о заре нового учения: «От нощи утренюеть дух нашь!» Заглавная буква «О» изображена в виде петуха-шантек­лера, певца утренней зари.

Не меньший интерес, чем инициалы, представляют и фронтисписы, возглавляющие книги. Начиная с XI в. русские художники восприняли византийскую манеру да­вать в начале рукописи схематическое изображение цер­кви как бы в разрезе. В XIII — XIV вв. рукописи посто­янно украшались такими схемами церквей с тремя или пятью главами. Внутри контура здания щедро наносился тератологический и плетеный орнамент. Фронтисписы XIII — XV вв. можно разделить на две группы: в рукопи­сях из тех мест, где не было стригольников, фронтисписы представляют собой суховатый архитектурный чертеж, реалистично передающий облик зданий того времени. Там же, где шло стригольническое движение, архитектурная схема храма в рукописях едва намечена, превращаясь в сложное переплетение чудищ и птиц (иной раз мертвых птиц в тенетах). Иногда наблюдается отказ от церковной схемы. Так, в той псалтыри, где среди буквиц есть пере­ругивающиеся рыбаки, схема церковного здания заменена в одном случае огромным крестом (вспомним крест Якова Федосова), а в другом — светскими палатами со скульп­турными колоннами.

Разобранная выше рукопись (Фроловская псалтырь № 3) с тенденциозной расстановкой инициалов содержит совершенно исключительный по важности для рассмат-

250

риваемой темы фронтиспис. Голубой краской дан общий контур трехглавой церкви; над церковью—диск, дол­женствующий изображать солнце. Внутреннее простран­ство церкви заполнено чудищами, бородатыми харями, птицами со звериными лапами. В нижнем ярусе, в центре церкви, изображены скованный Вельзевул и адские звери. По сторонам церкви, как бы выходя из нее, отступая от нее, изображены два новгородца с высоко запрокинутыми вверх головами; каждый из них поднимает к небу модель маленького домика с двускатной крышей. Этот фронтис­пис содержит три стригольнических тезиса. Во-первых, церковь показана наполненной всяческими исчадиями ада: на церковном полу (как в аду на апокрифических иконах «Сошествие во ад») изображен сатана. Правда, он скован, его терзают звери, но все же церковь показана не как храм божий, а как темница сатаны. Во-вторых, нов­городцы покидают эту злобесную церковь и противо­поставляют ей «малую церковь», «свою келью». В-третьих, эти новгородцы обращены лицами к небу, что иллюстри­рует тезис: «Стригольници... на небо взирающе беху, тамо отца собе нарицають...» Правда, в небе над церковью в солнечном диске изображен не бог-отец, а петух со зве­риными лапами. Этот символ остается пока загадочным. Естественно, что рукопись с подобным антицерковным рисунком на фронтисписе, со специфическим, в стриголь­ническом духе подбором цитат при помощи буквиц, с изображениями людей, пьющих вино из рогов и кубков (на текст: «Хвалите господа»), не могла предназначаться для церкви. Очевидно, это книга, изготовленная стри­гольниками для чтения внутри замкнутой и недоступной для церковников общины.

Кратко перечисленные выше новые материалы позво­ляют несколько шире подойти к, характеристике стри­гольнического движения, так как дают сведения о нем не только из враждебного лагеря и знакомят с жизнью стригольнических общин.

Стригольничество, по-видимому, не было движением только городского плебса, и едва ли оно носило антифео­дальный характер. Оно было тем, что Ф. Энгельс называл «бюргерской ересью»3; его поддерживала значительная часть городского посада, включая и низшее духовенство, и вполне достаточных купцов и ремесленников, которые могли заказать дорогие иконы, иллюстрированные перга­менные книги, монументальные каменные кресты. Стри­гольники отвергали церковь, не посещали храмов, не приходили к причастию, не заказывали заупокойных

251

служб и этим существенно сокращали доходы церкви. Надо полагать, что отрицание церкви не было только пассивным отходом от церковности — стригольники об­личали.

У стригольнических общин были свои «учителя», «добрые пастыри», своя литература, обряды, моленные, реквизит, свои художники и писцы. Стригольники создали мировоззрение, основанное на активном противостоянии злу, и собственную концепцию искусства. Возможно, что за полтораста лет существования стригольничества в нем обозначилось как более умеренное крыло, довольствовав­шееся молитвой «в своей келье» (о чем говорят малофор­матные иконостасы домовых церквей), так и неистовое крыло, представители которого выходили на городские площади и насмехались над официальной церковью.

Прогрессивность стригольнического движения состоя­ла, во-первых, в активной борьбе против феодальной цер­кви, ее продажности, лицемерия и ханжества, а во-вто­рых — в провозглашении гуманистических идей. Стри­гольники вели борьбу с церковниками во имя личности и человеческого достоинства.

------------------------------------------------

1 Памятники литературы Древней Руси. XIII век. М., 1981, с. 74.

2 Цит. по: Татищев В. Н. История российская в семи томах. Т. V. М.— Л., 1965, с. 72.

3 См.: Маркс К,., Энгельс Ф. Соч., т. 7, с. 361.