2

И русские, и татары прошли через длительный период господства коммунистической атеистической идеологии и интенсивной антирелигиозной пропаганды, и у обоих этих народов после падения коммунизма происходит некоторое новое усиление роли, «возрождение» религии. Возрождение это — довольно поверхностное, в основном происходящее в сфере самоидентификации и мало затрагивающее глубокие чувства людей и их поведение. Русские по таким параметрам, как посещение церквей (7% — раз в месяц и чаще), практически не выросшее за постсоветский период, остаются одним из наименее религиозных народов Европы. Татары, среди которых только 10% посещают мечеть чаще чем раз в месяц, 57% никогда не читали Коран и 50% едят свинину, несравнимо менее религиозны, чем, например,

215

мусульманские народы Северного Кавказа. Однако если сравнивать татар и русских, то по всем параметрам татары — заметно религиознее. Это видно из данных, приведенных в таблице 7.3.

Мы видим, что во всех этих многочисленных вопросах и во многих других татары проявляют большую религиозность, чем русские, причем русские в Татарстане как бы «между» российскими русскими и татарами. У татар также несколько большая, чем у русских, связь религии и национальности. Среди русских назвали себя православными 79%, протестантами — 1%, остальные отказываются от какой-либо религиозной идентификации или затрудняются ее дать. Среди татар 7% православные (скорее всего, это не новообращенные, а представители старой этноконфессиональной группы татар-кряшен), 89% мусульмане и только 5% затруднились с ответом.

216

216

Большая религиозность может объясняться разными причинами. Поскольку среди опрошенных татар несколько выше, чем у русских, процент деревенских жителей (35% и 26%), лиц пожилого возраста (26% и 21%) и необразованных (окончивших меньше 7 классов — 18% и 11%, наоборот, лиц с высшим образованием — 15% и 19%) и даже, в нашей выборке, чуть больше женщин (57% и 55%), а религиозность присуща скорее именно деревенским жителям, пожилым, необразованным и женщинам, можно предположить, что относительно большая религиозность татар — просто следствие различий социально-демографической структуры татарского и русского населения.

Однако это не так. Хотя различия в удельном весе верующих в разных категориях населения у татар приблизительно те же, что и у

217

русских, большая религиозность присуща любой социально-демографической категории татар.

Мы видим (см. таблицу 7.4), что и у русских, и у татар удельный вес верующих возрастает в каждой следующей по возрасту категории, и верующих среди пожилых людей значительно больше, чем среди молодых. Однако у татар в каждой возрастной группе верующих больше, чем в соответствующей группе русских.

Горожане и у татар, и у русских — менее религиозны, чем деревенские жители. Тем не менее среди русских горожан лиц, определивших себя как верующих, — 39%, среди горожан-татар — 55%.

Такую же картину мы видим и с удельным весом верующих и неверующих среди русских и татар по различным образовательным группам (см. таблицу 7.5).

И у татар, и у русских верующих больше среди наименее и меньше среди наиболее образованных. Но у татар среди лиц с образованием менее семи классов верующих — 86%, у русских — 59%. Среди лиц с высшим образованием верующих у русских — 37%, у татар — 41%.

Наконец, среди женщин у русских верующих — 48%, у татар — 66%, среди мужчин — 30% и 51%.

Таким образом, мы видим у татар приблизительно те же различия в религиозности разных социально-демографических групп, что и у

218

русских, то же воздействие на религиозность образовательных, тендерных, возрастных и прочих факторов. Но мы видим и действие некоего достаточно сильного национального «общетатарского» фактора, проявляющегося в том, что религиозность в любой татарской группе выше, чем в соответствующей русской.

Религиозность татар не только выше, чем религиозность русских, но и традиционней. Атеистическая идеология предшествующей эпохи, насколько позволяют судить наши данные, произвела опустошение в религиозном сознании татар все же не таких масштабов, как в сознании русских. С другой стороны, и обращение к религии в последнее десятилетие у татар не приняло такого массового характера, как у русских. Роль не прерывавшейся религиозной традиции и новой посткоммунистической религиозности мы можем в какой-то степени увидеть, сравнив удельный вес верующих у русских и татар с удельным весом лиц, получивших религиозное воспитание (и то и другое, естественно, мы узнаем на основании самооценок). Мы уже приводили цифры удельного веса лиц, определивших себя как верующих — 40% русских и 60% татар. Между тем среди русских получивших религиозное воспитание — 16%, среди татар — 49%. Удельный вес верующих превышает удельный вес получивших религиозное воспитание у русских на 24%, у татар — на 11%. Среди русских

219

верующих 32% сказали, что получили религиозное воспитание, среди татарских — 69%. Назвали верующей свою мать 49% русских и 81% татар, отца — 21% и 59%, бабушку — 62% и 87%, дедушку — 37% и 76%. Вообще, у татар значительно большая мировоззренческая близость между поколениями. Так, сказали, что родители разделяют их взгляды на религиозные вопросы, 62% русских и 80% татар, на вопросы морали — 74% и 80%, вопросы сексуальной жизни — 30% и 21%, политические — 41% и 35%, социальные — 71% и 62%.

Чем объяснить эту большую и более традиционную, устойчивую религиозность татар, что может представлять из себя этот усиливающий религиозность «общетатарский фактор»? Во-первых, коммунистическая атеистическая идеология все-таки прежде всего была русской идеологией, и ее победа была обусловлена спецификой русской культуры. Татарский коммунизм был заимствован от русских и менее глубок. Кроме того, татары — этническое и одновременно религиозное меньшинство. А наличие у меньшинства своей религии, отличной от религии большинства, всегда усиливает религиозность, ибо религия становится главным символом национальной идентичности. Характерно, что русские в Татарстане, как это можно увидеть по данным таблицы 7.3, также значительно религиознее «российских русских». Связь религиозной и национальной идентификации в их сознании также значительно крепче. Как православные определили себя 79% русских в России и 92% русских в Татарстане.

Большая религиозность и большая традиционность татар сочетается с их более строгими и традиционными моральными оценками. Это видно из данных, обобщенных в таблице 7.6.

Несколько более строгая и традиционная семейная мораль татар проявляется не только в их ответах на вопросы, оценках разных утверждений и ситуаций, но в какой-то мере и в поведении. Так, среди опрошенных русских разведенных или раздельно живущих с мужем или женой — 14%, среди опрошенных татар — 7%, из русских респондентов не имеют детей 20% и имеют только одного ребенка — 34%, из татар — 19% и 27%.

Большая жесткость и традиционность татарской морали проявляется как в сфере семейной и сексуальной этики, так и в трудовой этике. Говорят, что работа для них «очень важна» 61% русских и 70% татар, «очень горды» своей работой 34% русских и 33% татар, «совершенно не горды» — 28% и 17%, верят, что упорный труд в

220

конечном счете вознаграждается, — 16% и 21%, заявляют, что работа является самой важной частью их жизни, — 5% и 9%.

Татары несколько больше склонны доверять людям. Считают, что сейчас людям нельзя доверять, 78% русских и 76% татар, что доверять можно, — 18% и 19%, что люди сейчас помогают друг другу меньше, чем раньше, — 82% и 79%, больше — 3% и 5%2.

С возникающим образом более традиционного, сплоченного и «морально устойчивого» общества хорошо гармонирует и то, что татары в целом более довольны жизнью. Так, «очень счастливыми» называют

221

себя 4% русских и 25% татар, «просто счастливыми» — 42% и 54%, «крайне недовольными жизнью» — 17% и 7%, «очень довольными» — 4% и 17%. Ожидают, что через пять лет будут «очень довольны жизнью», 8% русских и 23% татар, что будут «очень недовольны», — 9% и 5%. Пять лет назад были «очень довольны» 10% русских и 22% татар. «Полностью довольны» семейной жизнью 14% русских и 27% татар.

Русские проявляют также заметно меньший, чем татары, интерес ко всем сферам жизни, кроме политики. Как «очень важные» для них охарактеризовали семью 75% русских и 81% татар, друзей — 29% и 40%, религию — 10% и 31%, работу — 61% и 70%, даже досуг — 20% и 28%. И только в отношении к политике соотношение иное: как «очень важную» для них сферу жизни ее охарактеризовали 7% русских и те же 7% татар, а как «просто важную» — 20% и 19%. Степень готовности участвовать в разного рода политических действиях у русских выше, чем у татар. Например, сказали, что уже принимали участие в демонстрациях, 13% татар и 23% русских, что никогда не стали бы участвовать в демонстрациях, — 59% и 45%, что уже участвовали в забастовках, — 3% татар и 5% русских, что никогда не стали бы в них участвовать, — 72% и 54%.

Относительно большее недовольство жизнью и ощущение себя несчастными русских, несомненно, объясняется не объективными причинами, каким-либо большим преуспеванием татар, а потерей нравственных ориентиров, моральным и идейным кризисом, охватившим русское общество после падения КПСС и распада СССР значительно больше, чем более традиционное и устойчивое, более погруженное в простые «человеческие» заботы татарское. Если все сферы деятельности, кроме политики, где особых радостей русские явно не испытывают, оцениваются ими как «очень важные» для них меньше, чем татарами, естественно, что и радостей от жизни они получают меньше. Тем более что статус России в мире после падения СССР понизился, а статус Татарстана с его «суверенитетом», договором о разграничении полномочий с Россией и реально очень высокой степенью автономии, наоборот, повысился, что также не может не сказываться на общем мироощущении представителей этих народов.

«Аномическая» природа русской «несчастности», на наш взгляд, отчетливо видна при сравнении объективного экономического положения татар и русских и их «экономического самоощущения», субъективной оценки своего положения. Это видно из данных, приводимых в таблице 7.7.

222

Мы видим, что русские, во всяком случае в нашей выборке, несколько обеспеченнее татар. Но различие в самооценках экономического положения у русских и татар — прямо противоположное их реальным различиям в благосостоянии. Более богатые русские считают, что их положение хуже среднего, и недовольны им значительно чаще, чем более бедные татары.

И к богатству и деньгам более бедные татары стремятся несколько меньше, чем более богатые русские. Размеры зарплаты как важнейший фактор при выборе работы назвали 91% русских и 88 % татар, а хороший коллектив — 4% и 8%. Определили экономический рост как важнейшую задачу государства 70% русских и 68% татар (при этом заметно чаще, чем русские, татары выбирают как важнейшую цель государства «движение к гуманному обществу» — 5% русских и 11% татар).

Мы уже говорили о том, что татары в громадной мере восприняли господствующую русскую систему взглядов (славянские братья русских оцениваются татарами много выше, чем их собственные мусульманские и тюркские братья) и изменение мировоззрения татар

223

подчиняется в основном «русским ритмам» — победа коммунизма и атеизма у русских означала эту же победу у татар, то же самое — падение коммунизма и атеизма и обращение к религии и т. д. В социально-политической сфере (кроме группы вопросов, связанных со статусом Татарстана и национальным характером российского государства) это видно особенно четко. По «общим» вопросам почти никаких различий между татарами и русскими нет. Симпатии и тех и других практически одинаково разделены в соответствии с их социальным положением и объективными демографическими характеристиками между вспоминаемым с ностальгией социализмом и новыми идеями демократии и свободного рынка. Татары, пожалуй, только чуть-чуть больше симпатизируют социалистическому прошлому, что вполне соответствует их чуть более низким доходам и образованию и чуть более высокому удельному весу сельских жителей. Ответы на общие социально-политические вопросы обобщены в таблице 7.8.

Иную картину мы видим, если переходим к вопросам, связанным с национальным и конфессиональным характером России, ее велико-державием и статусом Татарстана.

При всей колоссальной роли русской культуры и русских идеологических оценок в татарском сознании, татары, что вполне естественно, значительно меньше, чем русские, ощущают Россию своим государством. Так, из разных вариантов ответа на вопрос: «Представителем какой общности Вы ощущаете себя?» — ответ «Представителем России» как первый выбор назвали 36% русских и 11 % татар, как второй выбор — 33% русских и 19% татар. Ответ «Представителем своей национальности» выбрали соответственно 8% и 14% русских и 35% и 26% татар. Большую гордость в связи с тем, что они — граждане России, испытывают 25% русских и 11% татар, некоторую гордость — 42% и 45%, не очень горды этим — 20% и 28%, совершенно не горды — 9% и 10%. 21% татар считают, что в конце концов Татарстан должен стать полностью независимым от России государством.

Естественно, что при этом среди татар значительно меньше, чем среди русских, сторонников российского великодержавия. Так, считают, что Россия должна быть такой же сверхдержавой, какой был СССР и какой сейчас являются США, 51% русских и 43% татар, что страны СНГ — не нормальные жизнеспособные государства и не могут существовать без России — 46% и 40%, что, наоборот, это — такие же государства, как и Россия, — 33% и 40%. Всякого рода «милитаристские» тенденции свойственны татарам также меньше, чем русским. Так, обо-

224

роноспособность страны назвали в качестве первого и второго выбора из возможных важнейших целей государства 50% русских и только 37% татар, считают, что каждый здоровый молодой человек должен пройти через службу в армии, 39% русских и 36% татар.

Однако самые большие различия — в отношении к свободе совести и государственному покровительству религии. Ответы на эти вопросы обобщены в таблице 7.9.

Мы видим, что различия в этой группе вопросов между русскими и татарами колоссальны. (Для правильной оценки приведенных в таблице цифр надо учесть, что среди татар в нашей выборке 7% — православные, «кряшены», а не мусульмане).

На все эти вопросы русские в Татарстане дают ответы как бы «средние» между ответами татар и русских в России и даже чуть

225

226

более близкие к татарским. Так, полностью согласны, что РПЦ должна иметь привилегии, 22% русских в России, 2% татар и 8% русских в Татарстане, с тем, что ислам должен иметь привилегии, согласны и полностью согласны — 6% русских в России, 18% татар и 15% русских в Татарстане.

Татарское религиозное и национальное меньшинство, естественно, прежде всего боится национализма большинства и связанных с ним тенденций к приданию религии этого большинства официального характера. Поэтому совершенно вне зависимости от своих общих социально-политических ориентаций (мы видели, что в отношении к социализму и свободному рынку и демократии особых различий между татарами и русскими нет) и вне зависимости от характера собственной религии (хотя ислам относится к другим религиям относительно терпимо, идеи равенства религий ему чужды в большей степени, чем христианству), оно апеллирует к светским и демократическим ценностям, которые все же разделяются в какой-то мере большинством русских.