Влияние социально-демографических характеристик

Иногда достаточно посетить собрания некоторых НРД и увидеть обилие молодых лиц, чтобы получить общее представление о демографических особенностях этих групп. Так, в 1997 г. средний возраст члена Церкви Объединения был 24 года, Общества сознания Кришны — 25, группы «Семья» — 25.

Это не означает, что более зрелые люди не вступают в НРД; например, более «устоявшиеся» НРД, такие как мормоны или Свидетели Иеговы, или некоторые отечественные группы, имеют тенденцию привлекать более зрелых людей. Интересно, что в отечественных группах возрастное распределение, как правило, меньше отличается от обычного для страны, чем, скажем, то, что мы находим в ЦО, или в ОСК, или в Московской Церкви Христа, где преобладает молодежь. Тем не менее средний возраст участников отечественных НРД все же моложе, по сравнению с традиционными религиями25.

Эти особенности могут иметь отношение к целому ряду факторов, например, ориентации конкретного НРД на определенную возрастную группу, или привлекательности определенных учений и форм организации для определенных возрастных групп, или характеру социальных связей членов разных НРД.

Социально-демографические характеристики НРД также важны для понимания динамики их развития, в частности, тех ее аспектов, которые вызывают особую полемику. Так, «чрезмерный энтузиазм»

162

некоторых НРД или их отдельных членов во многом связан с их возрастными характеристиками, с желанием «изменить мир» или себя «за ночь» и с недостатком социального опыта. Современная российская ситуация в этом смысле довольно интересна, т. к. «эффект нео-фитства» проявляется в среде не только новых, но и более традиционных религий, и часто независимо от возраста. Возможно, некоторые из проблем, которые поднимаются в одном из последних документов РПЦ, вызваны сходными причинами26.

Те изменения, которые так быстро происходят в молодом возрасте, объясняют многое и в динамике НРД. Тот факт, что абсолютное большинство членов НРД выходит из них в течение довольно короткого времени (как правило, в течение первого года), признается теперь абсолютным большинством тех, кто изучал их сколь-нибудь непосредственно, в том числе и оппонентами НРД (см., например: Galanter M., 1989). Те же, кто остается в них в течение достаточно продолжительного времени, взрослеют, женятся, заводят детей, что с большой долей вероятности ведет к изменению ориентаций по отношению к организации или даже вероучению. В 1991 г. только 5 процентов членов ОСК были женаты, сейчас — более половины. Не удивительно, что все больше членов ОСК сохраняют связи с движением, имея «обычную» работу и другие обязанности. Соответственно, происходят изменения в отношении к семье, обществу в целом и наиболее «фундаменталистским» толкованиям учения. В чем-то сходные процессы происходят и, скорее всего, будут происходить и в дальнейшем в ЦО, что связано с началом семейной жизни большой доли ее членов.

Следует заметить, что многие из «иностранных» НРД, которые вызвали бурную полемику на Западе в 1970—1980-е гг., прибыли в Россию уже значительно измененными. Многое из того, что раньше вызывало беспокойство, более не практикуется, ожидания от членов и требования к ним стали значительно более мягкими, произошли также изменения и в системе верований. Во многих случаях именно более зрелые иностранные миссионеры и российские члены способствовали «сдерживанию» пылкости тех, кто моложе27.