Терминология

Возможно, стоит начать с терминологии,,,которую мы используем, говоря о НРД. Вопрос о том, как обозначить разнообразные религиозные группы, которые возникли на общественной сцене Запада в основном в 1960-е годы, является частью порожденных ими споров (см.: Wilson В., 1999, р. 7). При отсутствии приемлемого для всех термина, разные ученые говорят об «альтернативных», или «маргинальных», религиях, «новых религиозных меньшинствах», «культах» или «сектах». Частично проблема состоит в самом числе этих групп, разнообразии их происхождения, верований, практики, организационных структур. Любой возможный термин в результате оказывается или слишком широким, или слишком узким.

Другая терминологическая трудность вызвана разницей в использовании терминов «культ» или «секта» в обыденном и научном языках и разной традицией употребления этих понятий в отдельных обществах. Изначально в общественных науках эти термины были нейтральными2, но они все более приобретают уничижительный смысл, в основном из-за огульно отрицательного отношения к НРД со стороны их оппонентов, политиков и средств массовой информации (СМИ). Более того, в некоторых странах, включая Россию, такие ярлыки, как «тоталитарная секта» или «деструктивный культ», применяются к любой новой религиозной группе, из предположения, что она неизбежно обладает некоторыми негативными свойствами. По этой причине такую терминологию вряд ли можно считать полезным инструментом в научных исследованиях, скорее она является «социальным оружием», за которым следует призыв к политическим действиям3.

Мы предпочитаем использовать здесь термин НРД, несмотря на его очевидные недостатки. Этот термин позволяет избежать эмоциональных и политических предрассудков, вызываемых другим словоупотреблением. Таким образом, мы можем включить в научное исследование широкий круг новых религиозных организаций4.