5. Отношение к различным народам

первой колонке таблицы 2.8 список народов дан в порядке убывания хороших и возрастания плохих чувств к ним среди всех опрошенных. Мы видим, что первое место занимают сами русские, отношение к которым, т. е. отношение к самим себе, — безоговорочно хорошее. {Реальное отношение русских к себе, конечно, более сложное и амбивалентное, что находит свое выражение во многих фактах. Однако хорошее отношение к самим себе — нечто вроде общепринятого принципа, который может не соответствовать реальности, но который нельзя отрицать).

Белорусы и украинцы идут сразу же за русскими. Сразу же за «братьями», украинцами и белорусами, но со значительным отрывом от них, идут татары, а за ними — западные народы. Характерна и иерархия этих народов. Американцы (главные «соперники» в прошлом и народ, ощущаемый как «гегемон», роль которого означает ослабление роли России) и немцы (остаток памяти о гитлеровской агрессии) идут после французов и англичан.

Евреи по положительным оценкам идут сразу же за народами Запада и воспринимаются, очевидно, как «полузападный» народ, как и японцы.

Все народы бывшего СССР, кроме украинцев и белорусов, китайцы и турки получают заметно меньше положительных оценок, чем западные народы. При этом у христианских народов — грузин и армян — оценки чуть выше, чем у мусульманских. Характерно, что эстонцы, несмотря на явную «западность», занимают по числу положительных оценок место между армянами и китайцами и значительно уступают родственным финнам. Очевидно, в этом сказывается обида на недавно ставших независимыми и резко «отвернувшихся» от России и русских эстонцев.

60

61

62

63

На последнем месте, что естественно и не нуждается в объяснениях, — чеченцы.

Разное отношение к народам объясняется сложнейшей комбинацией факторов — и историческим опытом взаимоотношений, и ощущением некоторой «статусной» иерархии наций, и разными современными обидами и раздражениями. Но, как легко заметить, роль религиозной близости как фактора, определяющего отношение к народам, невелика (как она невелика, более того, вообще практически отсутствует в отношении к разным религиям).

Эта общерусская «иерархия народов» несколько модифицируется в разных мировоззренческих группах.

У традиционных верующих лучшее, чем среди всех опрошенных, отношение к самим себе, к русским, что заметно не по общему количеству положительных оценок — оно одинаково громадно во всех группах, — а по числу «очень положительных» оценок (48% и 39%). Отношение к западным и «полузападным» народам, а также туркам, у традиционных верующих ощутимо хуже, чем в населении в целом, а ко всем народам бывшего СССР, кроме чеченцев, — заметно лучше. При этом, как мы видим, отклонения верующих также не очень-то связаны с собственно религиозным фактором. Конечно, очевидна логическая связь между приверженностью православию и высокой оценкой русских. Но к западным христианам верующие относятся несколько хуже среднего русского, а к «бывшим советским» мусульманам — несколько лучше. Таким образом, эти отклонения — не в сторону религиозной близости или отдаленности, а скорее — в сторону «привычного, «знакомого» и советской идеологии противостояния с Западом и «дружбы народов СССР».

Как и в ряде других вопросов, наиболее далекой от традиционных верующих по своим оценкам группой являются не противоположные им по общим мировоззренческим основам атеисты, а вроде бы значительно более близкие «эклектики» (большинство которых причисляет себя к верующим). Только в этой группе есть (пусть микроскопическое, но в других его просто нет) меньшинство, относящееся к себе скорее плохо. Отношение к «западным» народам у них лучше среднего, а к народам СССР — хуже.