2.2. Католики и государственная власть: проблема взаимоотношений

Население, исповедующее католичество, стало составлять значительную часть жителей западных районов Российской империи с последней четверти XVIII в., после трех разделов Речи Посполитой. Перед правительством страны встала задача разработки специальной политики по отношению к этой христианской конфессии. Поиски наиболее оптимального варианта взаимоотношений продолжались весь XIX в.

После трех разделов Речи Посполитой огромное количество католиков оказалось российскими подданными, причем в присоединенных землях они составляли в ряде регионов западного края до 95% населения. Поэтому уже нельзя было ограничиться только внешним надзором за ними, как практиковалось ранее, а возникла настоятельная необходимость выработки иной государственной политики. К этому подталкивала и позиция римского престола, который не желал иметь своих подданных, каковыми он считал католиков, под управлением православного государя.

Перед российским правительством стояло две задачи. Первая — организовать управление католиками на своей территории. Вторая—оградить их от влияния папы римского, позиции которого по данному вопросу не соответствовали государственным интересам России. В итоге в январе 1782 г. была открыта Белорусская (Могилевская) католическая архиепископия, которой управлял архиепископ. В то же время белорусский епископ С. Сестренцевич39. был возведен в сан архиепископа. При нем учреждалась консистория. Члены консистории назначались архиепископом, который также управлял монастырями и церквами и назначал священников. Местом пребывания архиепископа определял город Могилев. Папа римский первоначально не утвердил назначение С. Сестренцевича в сане архиепископа. Однако Екатерина II объявила о лишении католиков России своего покровительства. В итоге понтифик

39 Богуш-Сестренцевич Станислав (1731-1827) —первый митрополит римско-католической церкви России. Из семьи литовского дворянина реформатского вероисповедания. По окончании Франкфуртского университета и после прохождения военной службы был воспитателем в доме князя Радзивилла, где и перешел в католичество. Настоятель в Гомеле и Бобруйске, каноник в Вильне, возведен в сан епископа-суффрагана. С 1773 г, епископ Белорусский, с 1782 г. архиепископ, с 1798 г. митрополит. В 1800 г. выслан из столицы по настоянию иезуитов, возвращен Александром I.

80

вынужден был отступить. 10 декабря 1783 г. С. Сестренцевича ввели в архиепископское достоинство. Это можно рассматривать как первый шаг к созданию собственной католической церкви в России.

Влияние Рима осуществлялось через монастыри, т.к. они не подчинялись епископу, а только начальнику ордена, который находился за пределами России. Екатерина II дала предписание губернаторам новых западных земель взять в казенное управление деревни заграничных монастырей и тех, монахи которых отказались присягнуть государыне. 3 февраля 1784 г. вышла грамота о власти С. Сестренцевича над монахами римско-католического исповедания на территории России. Это нарушало католические каноны, но ставило монастыри под контроль «российской» католической власти, подконтрольной правительству Российской Империи.

Манифестом 30 октября 1794 г. Екатерина II объявила за католиками право на неограниченное публичное вероисповедание и законное владение своим имуществом. Католические священники вновь присоединенных областей не должны были быть зависимы от какой-либо заграничной духовной власти и ее распоряжений. Манифест определял и требования власти к римско-католическому духовенству: знание русского языка, в случае отсутствия таковых должны были приглашаться иностранцы, но лишь с позволения архиепископа, священники до приведения к службе должны давать присягу на верность и подданническое повиновение. Католические монахи обязаны были работать и быть причисленными к какому-либо монастырю, житие в праздности и прошение милостыни запрещалось40.

Екатерина II не отрицала для российских католиков духовного главенства папы, но старалась предупредить возможность использования Римом своего духовного влияния в исключительно римских интересах. В итоге ограничивались отношения католиков-русскоподданных с заграничными духовными властями и был сведен до минимума допуск иностранных духовных лиц в Россию. В конце царствования Екатерины II папа римский предпринял попытки учредить в России своего представителя для влияния на дела русских католиков, но эти попытки закончились неудачей41. Ека-

40 ПСЗ I. T. XXIII. Ст. 17108, 17264. 41 Кузнецов Н. Д. Указ соч. С. 200.

81

терина II изменила свое отношение и к иезуитам42. В присоединенной к России территории Белоруссии в 1773 г. находилось 200 иезуитов (97 священников, около 50 учеников и 55 коадьюторов), 6 коллегий — Полоцкая, Витебская, Оршанская, Мстиславская, Могилевская, Динабургская и миссии и резиденции в Дагде, Авлии, Лозовичах, Хальче, Пуще, Сокольниках, Расне, Фащове и Ужвальде. Имущество иезуитов оценивалось в 20 миллионов злотых43. В 1773 г. папа Климент XIV выпустил буллу, по которой иезуиты в России должны быть уничтожены как особый орден. Однако Екатерина II не только не уничтожила в Белоруссии орден иезуитов, но и дала возможность его распространения по территории Западного края. Право существования она обосновала законом, по которому папские буллы и послания имеют силу в России только лишь с одобрения верховной власти. В итоге императрица даже не дала обнародовать буллу. В Полоцке (несмотря на протесты папы) был открыт новициат, в который прибывали иезуиты и ученики со всего мира. В мае 1777 г. Екатерина II при посещении новоприобретенного края — Белоруссии — прибыла в Полоцк и осмотрела новициат. Указом от 25 июля 1782 г. Екатерина II разрешила иезуитам выбрать себе ге-

42 В южных и западнорусских областях еще в XVI в. правительство Стефана Батория особенно заботилось о распространении иезуитов, видя в них наилучших помощников себе в деле ополячения православного русского населения. Взяв в 1579 г. Полоцк, С. Баторий основал здесь Иезуитскую коллегию, отдав в ее распоряжение все местные православные монастыри и церкви с их имениями; иезуиты немедленно открыли здесь семинарию для воспитания юношества. Иезуитом был знаменитый Антоний Поссевино, но его миссия к Ивану IV Грозному не увенчалась успехом. Участие иезуитов в деле Лжедмитрия I также не принесло для них никаких реальных результатов. Сев на московский трон, Лжедмитрий I отказался впустить иезуитов в свое государство. В правление царевны Софьи в Россию прибыли два французских иезуита с грамотой от Людовика XIV, заключавшей в себе просьбу пропустить их в Китай. Натянутые отношения между Россией и Францией были причиной отказа в этой просьбе, но иезуиты были приняты ласково; князь в. в. Голицын считался их покровителем. После падения царевны Софьи новое правительство, по просьбе патриарха Иоакима, указом 2 октября 1689 г. предписало жившим в Москве двум иезуитам немедленно выехать за границу, дав им для ликвидации их имущественных дел всего двухдневный срок (ПСЗ I. №1351). В последующие годы иезуиты вновь проникли в Москву в довольно значительном числе и некоторое время жили здесь спокойно, не испытывая гонений со стороны петровского правительства. Ревностная пропаганда католичества, начатая ими среди московского населения, обратила, в конце концов, на них внимание Петра, и указом 18 апреля 1719 г. иезуиты были вновь изгнаны из России (ПСЗ I. 3356).

43 Андреев А. Р. История ордена иезуитов. Иезуиты в Российской империи XVI —начала XIX века. М., 1998. С. 91, 92.

82

нерального викария с полными властными полномочиями генерала, ордена, «дабы Общество имело верховного главу». Данным указом иезуитам предписывалось подчиняться архиепископу Могилевскому.

В октябре 1782 г. на собрании в Полоцке генеральным викарием ордена иезуитов более чем тридцатью профессами был избран ректор Полоцкой коллегии Станислав Черневич. Нового руководителя общества Иисуса лично поздравил специально прибывший в Полоцк Григорий Потемкин44.

Своим покровительством иезуитам Екатерина II преследовала две цели. Первая — использовать их в своих интересах в момент конфликта иезуитов с Римом. Она активно проповедовала тезис — католицизм не есть папизм. Вторая — через иезуитов государыня стремилась утвердить свою власть в новоприсоединенных западных областях, на что последние охотно шли, т. к. не имели другого выхода.

Павел I проводил политику по признанию ордена иезуитов в России со стороны римского престола. В мае 1797 г. император посетил Оршанскую коллегию ордена иезуитов, где разговаривал с генеральным викарием Гавриилом Ленкевичем, избранным 27 сентября 1785 г. в Полоцке конгрегацией иезуитских профессов после смерти С. Черневича. В ноябре 1798 г. новым генеральным викарием был избран ректор Полоцкой коллегии Франциск Каре, ближайшим помощником и впоследствии преемником которого стал Гавриил Грубер45. Павел I направил в августе 1800 г. письмо-ходатайство папе римскому Пию VII об официальном восстановлении ордена иезуитов в России. Папа Пий VII исполнил просьбу русского императора Павла I и 7 марта 1801 г. издал буллу «De Catholicae Fide», которая восстановила орден Иисуса, но только для России, однако со всеми прежними правами и привилегиями.

В 1800 г. император Павел I доверил иезуитам просветительскую деятельность в западных губерниях России, поставив их во главе Виленской академии. В том же году иезуитам было разрешено

44 Андреев А. Р. Указ. соч. С 94-96.

45 Андреев А. Р. Указ. соч. С. 96. Гавриил Грубер — родился в 1740 г. в Вене, там же вступил в общество Иисуса. В 1787 г. прибыл преподавать в полоцкую коллегию. Позднее попал в Санкт-Петербург, где находился при Павле I, и в 1800 г. основал там иезуитскую коллегию при римско-католической церкви святой Екатерины. Был любимцем Павла I, неоднократно беседовал с императором об объединении церквей. С 1802 г. генеральный викарий ордена иезуитов.

83

проживать в Петербурге, где им передали церковь Святой Екатерины (приход с 10 тысячами верующих). Была учреждена школа для детей прихода Святой Екатерины под названием «Петербургский коллегиум Святого Павла» (позднее «Дворянский коллегиум»). В разное время в коллегиуме обучались представители семей Голицыных, Строгановых, Барятинских, Прозоровских, Гагариных, Вяземских46.

В 1801 г. орденом иезуитов в России управлял генерал Ф. Каре. 10 октября 1802 г. в Полоцке новым генералом ордена вместо умершего Ф. Каре был избран Г. Грубер. В начале 1803 г. при Петербургской коллегии в новопостроенном Иезуитском доме был открыт Благородный пансион для воспитания детей русской аристократии. В 1805 г. в пансионе было 56 воспитанников — Голицыны, Толстые, Гагарины, Пушкины, Ростопчины, Шуваловы, Кутузовы, Вяземские, Северины, Строгановы, Новосильцевы, Одоевские, Рюмины, Каменские, Глинки.

В 1805 г. г. Грубер погиб при пожаре, и новым генералом ордена до 1820 г. был избран Фаддей Бжозовский, бывший до этого секретарем ордена. Иезуитские миссии в России существовали также в Саратове, Тамбове, Казани, Астрахани, Пензе, Воронеже, Романове, Сибири, Риге, Харькове, Одессе, Крыму, не считая Белоруссии и Литвы. Численность иезуитов в России возросла со 174 человек в 1786 г. до 337 человек в 1817 г. 10 июня 1812 г. на базе Полоцкой коллегии была, открыта Академия общества Иисуса47.

Начиная с середины 10-х годов XIX в. начинаются конфликты руководства страны с иезуитами на территории России. Основной причиной стала широкая миссионерская деятельность и, как результат, участившиеся случаи перехода в католичество людей из высшего сословия. Усилились протесты и православного духовенства против деятельности иезуитов в России. Большой толчок к этому сделал указ 12 января 1812 г., который возвел Полоцкую коллегию иезуитов в степень академии и присвоил ей преимущества, дарованные университетам; по части воспитания она подчинялась министру просвещения, а во всем остальном управлялась иезуитским генералом; наконец, ей непосредственно подчинялись все низшие иезуитские училища.

Положения этого указа были подробно развиты в данной 1 мар-

46 Андреев А. Р. Указ. соч. С. 97, 98.

47 Андреев А.Р. Указ. соч. С. 100.

84

та 1812 г. академии грамоте, устанавливавшей в ней три факультета: языков, свободных художеств (сюда входили философия, естественные и гражданские науки) и богословский48. Все преимущества положения иезуитов были ими употреблены для той пропаганды католичества, которая им воспрещалась. Проводимая в разных местностях и различных кругах общества, эта пропаганда имела наибольший успех в высшем петербургском и московском обществе, где целый ряд лиц был обращен иезуитами в католичество (например, кн. Одоевский, кн. А.Ф.Голицын, кн. Голицына, гр. Растопчина, Ек. Толстая и другие). Это обратило на себя внимание правительства, а активное миссионерство иезуитов в Белоруссии и Польше показало, что они не особенно удобны и в политических видах правительства. Указом 20 декабря 1815 г., после обращения в католичество племянника А. Ф. Голицына, был издан указ «О высылках всех иезуитского ордена монахов из Санкт-Петербурга». Иезуиты были высланы из Петербурга и им запрещалось впредь жительство в обеих столицах; в иезуитских училищах могли с тех пор обучаться лишь католики. Иезуитское училище в Санкт-Петербурге тоже было закрыто. Уже тогда решено было выслать иезуитов из России, что осуществилось пять лет спустя. После смерти генерала ордена Ф. Бжозовского 13 марта 1820 г. государем был утвержден доклад министра духовных дел и народного просвещения кн. Голицына, предлагавшего выслать иезуитов, упразднить Полоцкую академию с подведомственными ей училищами и конфисковать движимое и недвижимое имущество иезуитов. 22 марта был издан указ Правительствующего Сената «О высылке из России иезуитов», и император Александр I принял решение об окончательном изгнании ордена иезуитов из России. Деньги должны были быть переданы в приказы общественного призрения, а недвижимые имения — в ведение казенных палат с тем, чтобы последние управляли ими, не причисляя их к казенным имуществам и употребляя доходы в пользу римско-католического духовенства и на богоугодные предметы; в России могли остаться лишь те из иезуитов, которые вступали в другой орден или в ряды белого духовенства49.

На изгнание ордена иезуитов из России повлияли и взаимоотношения с Австрией-конкурентом Российской империи за преобла-

48 ПСЗ I. №24952 и 25019.

49 ПСЗ I. №28198.

85

дание в Европе. В то время под влиянием Австрии находился папа римский, а общество Иисуса, обязанное по своему уставу беспрекословно ему подчиняться, могло быть потенциально опасным для Российской империи50.

В результате таких событий были приняты меры к ограничению иезуитов в Российской империи: 1) Полоцкая иезуитская академия была закрыта; 2) Все движимое и недвижимое имущество иезуитов описывалось; 3) Губернаторы назначались ответственными за прием имущества и высылку иезуитов: 4) Иезуиты — уроженцы губерний, присоединенных к России, желающие выйти из ордена иезуитов, могли остаться; 5) Остаться в России могли и иезуиты, испросившие в Риме разрешение на вступление в другой орден или белое духовенство. Они письменно сообщали правительству об этом, а оно уже само вступало в контакт с Римом51.

Меры Павла I в отношении католиков — подданных Российской империи — отличались от действий его матери, но в целом составляли одну стратегическую линию на подчинение российских католиков власти государя. С. Сестренцевич-Богуш, митрополит всех католических церквей на территории России, пользовался особой благосклонностью Павла I, хотя император не всегда был доволен какими-то его действиями или поведением. По свидетельству А. А. Безбородко, император даже желал добиться «кардинальской шапки» для С. Сестренцевича, но не встретил поддержки Рима52.

Впрочем, к чисто конфессиональным вопросам примешивалась политика и борьба с республиканской Францией, с которой вскоре предстояло столкнуться в Северной Италии. От позиции папы зависело многое. Во время беседы 5 апреля 1798 г. С. Сестренцевича заявил: «Знайте, что я питаю уважение к папе, не раскольнику»53. Эта же тема была продолжена 2 мая в Павловске, когда С. Сестренцевич был допущен к руке императора. Тогда Павел I

50 Андреев А. Р. Указ. соч. С. 104. (РГИА. Ф. 821. Оп. 8. Д. 742. Л. 24.). Распространению католичества также способствовал указ Сената от 14 июля 1819 г., по которому церкви римско-католического исповедания строились из расчета один священник на 100-150 дворов (один двор в среднем включал четверых мужчин). В то время как для православной церкви предусматривался один священник на 1,5 тысячи душ мужского пола.

51 Кузнецов Н.Д. Указ. соч. С. 333.

52 Дневник Станислава Сестренцевича, первого митрополита всех римско-католических церквей в России // Старина и новизна. Кн. 16. 1913. С. 105.

53 Там же. С. 161

86

заявил: «Я намерен поддерживать во всей чистоте католическую религию, что в случае смерти папы и насильственного и незаконного избрания его преемника, ему предпочтительно будет с нашей стороны раскол... »54. В декабре 1800 г. Павел I пишет письмо королю Обеих Сицилии Фердинанду IV, в котором объявляет о своей готовности с помощью своего посла обеспечить, если потребуется, отъезд папы Пия VU из Папской области в Россию в случае вторжения французов55.

Идеи объединения и «мирного сосуществования» различных христианских религий, как свидетельствуют источники, были достаточно близки императору. Не случайно особые привилегии получил в России Мальтийский орден, который к тому же рассматривался Павлом I как орудие борьбы с революцией (рыцарство против якобинизма). Известно, что уже в детстве его любимой книгой стала «История Ордена Святого Иоанна Иерусалимского» аббата Верто (1724), с детства развившая в нем романтические черты характера. В записках С. А. Порошина встречаем такую запись: «Читал я 28 февраля 1765 года великому князю Вертотову историю об ордене Мальтийских кавалеров. Изволил он потом забавляться и, привязав к кавалерии своей флаг адмиральский, представлять себя кавалером Мальтийским»56. Прошло две недели, и 14 марта С. А. Порошин снова записал в дневнике: «Представлял себя послом Мальтийским и говорил перед маленьким князем Куракиным речь»57.

Сведения об отношении Павла I к Мальтийскому ордену находятся в воспоминаниях князя Станислава Понятовского58, графа Ф.Г.Головкина59, митрополита С. Сестренцевича60, Д. И. Рунича61. Представляют интерес и записки В. Е. Энгельгардта

54 Там же. С. 165.

55 Павел I — Фердинанду IV, 13 декабря 1800 г. // Русская старина. 1898. Т. 94. №4. С. 159-160.

56 Порошин С. А. Записки, служащие к истории его императорского высочества великого князя Павла Петровича. СПб., 1881.

57 Там же.

58 Понятовский С. Воспоминания князя Станислава Понятовского (1776-1809) // Русская старина. 1898. Т. 95. №9. С. 565-592.

59 Головкин Ф. Г. Двор и царствование Павла I. С. 186-190.

60 Дневник Станислава Сестренцевича, первого митрополита всех римско-католических церквей в России // Старина и новизна. 1913. Кн. 16. С. 1-185.

61 Рунич Д. П. Сто лет тому назад (Из записок Д. П. Рунича) // Русская старина. 1896. Т. 88. №11. С. 281-318; 1901. Т.105-106. №1. С. 47-77; №2. С. 325-357; №3. С. 597-633; Т. 106. №4. С. 153-168; С. 373-394.

87

со слов отца — Е. А. Энгельгардта—секретаря великого магистра Мальтийского ордена62.

3 ноября 1798 г. Сенат при участии С. Сестренцевича приготовил «Регламент для церквей и монастырей римско-католического исповедания в России», который в основном касался регламентации жизни католических монастырей. Монахам запрещалось собирать съезды для избрания различных чинов на монастырские должности. Это право передавалось архиереям. В монахи запрещалось принимать людей младше 22 лет. Монастырское начальство подчинялось епархиальному, а часть доходов с монастырей шла на содержание больниц, богаделен и училищ. Эти правила касались как мужских, так и женских монастырей на территории Российской империи63.

В 1799 г. был издан указ императора, подтвердивший существовавшее ранее правило о том, что административное и хозяйственное руководство католическими церквами должно осуществляться через посредничество Российского государства. Настоятели и епископы имели право обращаться к папскому престолу только по вопросам культа, да и то через правительственные органы. Все декреты, буллы и циркуляры Рима должны были обязательно проверяться в государственных органах. Официального возражения из Рима не последовало. Папский престол стремился любыми средствами сохранить с таким трудом созданную в России католическую церковь64.

Александр I несколько изменил законы управления католиками Российской империи, которые существовали до него в последней четверти XVIII в. Еще при Павле I, 26 февраля 1797 г., создали при юстиц-коллегии департамент римско-католических дел65. Закон от 13 ноября 1801 г. установил новый статус католической церкви в России. Согласно данному закону римско-католический департамент при юстиц-коллегии был переименован в Римско-католическую духовную коллегию в Санкт-Петербурге, деятельность которой регламентировалась специальным положением. Одновременно увеличили количество католических епархий в Российской

62 Энгелъгардт В. Е. Воспоминания о директоре Царскосельского лицея Егоре Антоновиче Энгельгардте // PC. 1872. Кн. 2. №7/8. Стб. 1464-1470.

63 ПСЗ I. T. XXV. Ст. 18733.

64Лиценбергер О. Л.Римско-католическая церковь в России: история и правовое положение. Саратов, 2001. С. 84.

65 ПСЗ I. T.XXÏV. СПб., 1908. Ст. 17836.

88

империи с четырех до шести, а могилевского архиепископа стали именовать архиепископом-митрополитом Российской империи и Великого княжества Финляндского. В ноябре 1798 г. папа Пий VII своим декретом признал это утверждение66.

13 ноября 1801 г. были утверждены такие положения об управлении римско-католическими делами. Высшим органом управления католиками в Российской империи стала Римско-католическая духовная коллегия, созданная 13 января 1801 г.67 Председательствовал там архиепископ могилевский. Местным органом управления каждой епархии стала духовная консистория. Римско-католическая духовная коллегия стала выборным органом, состоящим из священнослужителей - заседателей от епархий, — собственно из российских губерний и светских лиц. Фактически она стала подконтрольным государству звеном в римско-католической церкви. Коллегия лишь решала вопросы жизни церкви, по отношению же к внешней власти требовалась полная лояльность. Прежде всего, в коллегию поступали жалобы на архиереев и апелляции на консистории. Католическим монастырям воспрещались контакты с заграничными духовными властями68.

Таким образом, политика властей в управлении католической церковью в Российской империи в начале XIX в. проводилась по пути ослабления влияния архиепископа в епископской власти по отношению к монашеским орденам, а также сближения государственных интересов с каноническим правом католической церкви. Идея о равенстве всех подданных перед государственной властью вне зависимости от их вероисповедания, несомненно, была заимствована из европейского опыта69.

В 1802 г. указом российского императора учреждалось постоянное представительство России в Риме. Первым представителем России при римском дворе стал Кассини. Следующим был Бутурлин, который призывал максимально оградить католическую жизнь в Российской империи от влияния Рима. Назначенному российским посланником в Рим в 1817 г. Италийскому поставили задачу уста-

66 Лиценбергер О. А. Указ. соч. С. 84.

67 «Высшие и центральные государственные учреждения России 1801-1847 гг. Т.П. СПб., 2001. С. 36.

68 ПСЗ 1. T. XXV. Ст. 18734.

69 Вишленкова Е. А. Идеология «евангелического государства» // Вишленкова Б. А. Религиозная политика: официальный курс и «общественное мнение» России Александровской эпохи. Казань, 1997. С. 204.

89

новить на неизменных и определенных основаниях порядок и цели отношений между папой и католиками в России. Согласно инструкции государя от 15 января 1817 г. русской миссии в Риме давалось две задачи: поддержание политических отношений со светским правительством папы и оставление неизменным положения католической церкви в России. Александр I стремился в отношениях с Римом примирить и согласовать противоположные начала и сталкивающиеся интересы. «Важно установить для римского эгоизма твердые пределы, т.к. Ватикан создает резвого рода учреждения и правила, которые часто не допускают примирений с другими началами. Поэтому государь должен сам исходить из понятия, что полезно для его подчиненных, не спрашивая одобрения у Рима»70.

С августа 1804 г. архиепископу могилевскому предписывалось управлять российскими католиками без каких-либо отношений с папой римским. Ватикан стремился сохранить влияние на российских католиков через монастыри. Им была предоставлена максимальная независимость от епископов и особенно митрополита через управление на основании орденских правил, где авторитет и главенство Рима были гарантированными.

Российская власть стремилась создать и собственную систему образования католиков, отдельную от Рима. Усилиями А. Чарторыйского и Т. Чацкого учредили новое учебное заведение для римско-католического духовенства — Главную семинарию. Она учреждалась при Виленском университете. Сумму на ее содержание ежегодно собирали с доходов монастырей, за исключением монастырей иезуитов. 6 сентября 1806 г. проект устава семинарии получил высочайшее утверждение. Управление семинарией устав возлагал на особый совет под председательством ректора Виленского университета. В самой семинарии преподавались наука церковных обрядов римско-католического и униатского исповедания, совершение таинств, церковный устав и пение. В целом семинария была поставлена независимо от местной католической духовной власти. Во время войны 1812 г. обучение в семинарии было прекращено, а затем католики всеми силами препятствовали ее открытию, но безуспешно71.

4 июля 1812 г. на имя Сестренцевича пришел рескрипт от венского нунция, т.к. с папой отношений не было. По нему давалось

70 Кузнецов Н. В. Указ. соч. С. 391, 394, 395, 398.

71 Кузнецов Н. В. Указ. соч. С. 304-308.

90

право: «1) на проведение По предписанной форме проводить канонические испытания новым епископам в России; 2) Употреблять власть, какая дана в послании 1798 г. Пием VII нунциям и посланникам; 3) Иметь в своем ведении монашеские ордена»72.

После трех разделов Речи Посполитой и вхождения большей части Белоруссии и Украины в состав Российской империи основной задачей для российского правительства стало установление контроля над католическим духовенством и определение его отношений к светской власти. Для этого в 1816 г. российские власти издали органический статут римско-католического духовенства, в которых утверждалось: «Переписка римско-католического духовенства с папой возможна только через правительство; папские бумаги не могут быть обнародованы без разрешения правительства; католическое духовенство может пользоваться той земельной собственностью, которая у него была до присоединения к России. Также оговаривались условия поступления в монашество. Каждый монастырь должен иметь не менее 12 монахов и достаточное количество средств на свое содержание; каждый желающий стать монахом обязан был выдержать испытание у епископа на знание канонов; новициев могли принимать только с 24 лет»73.

Римско-католическое духовенство всячески препятствовало введению в силу указа 1817 г., настаивая на том, что данный документ не внесен в реестр законов и поэтому не имеет обязательной силы; монашеские обеты по решению Тридентского собора можно исполнять с 16 лет; епископы могут вмешиваться в дела монашествующей братии только в качестве делегатов римского престола. Иначе они подвергались проклятию согласно булле папы Пия IV от 1564 г. В ответ МВД выпустило постановление, по которому любое перемещение монахов из монастырей можно было производить только после согласования с МВД, а назначение настоятелей монастырей должны были проводить епархиальные начальники, а не руководители ордена. После чего сопротивление указу 1817 г. со стороны римско-католического духовенства в России прекратилось74.

Причиной такого решения властей была боязнь антироссийских выступлений в только что присоединенной части территории Польши, традиционно устремленной в Европу, и в частности во Фран-

72 Кузнецов Н. В. Указ. соч. С. 375.

73 РГИА. Ф. 821. Oп. 1. Д. 1080. Л. 22, 30, 31, 34.

74 РГИА. Ф. 821. Оп. 12. Д. 1080. Л. 48, 48 об, 51 об.

91

цию. Инициатором такого выступления могло быть католическое духовенство, которое имело свои органы власти за рубежом. В тот период любое европейское государство стремилось к расширению своих границ и установлению во вновь присоединенных территориях порядков и обычаев, которые отвечали бы интересам государствобразующей нации.

6 марта 1817 г. Главным управлением духовных дел разных исповеданий учреждается комиссия для надзора за римско-католическим духовенством и его имуществом75. Католическое духовенство впервые подчинили судебной, административной и полицейской власти. Все назначения и отчеты о финансово-хозяйственной деятельности должны были проходить через комиссию для надзора76 .

В итоге российскому руководству никак не удавалось согласовать свои законы с каноническими указаниями римско-католической церкви без ущерба государственным интересам страны. Нарушение же канонов управления католиками давало им право не подчиняться указам российского императора, которые касались вероисповедальных вопросов. В итоге это стало одним из идеологических обоснований польского восстания 1830-1831 гг., где главным вопросом стала защита католицизма.

Поначалу заговор, приведший к восстанию 1830 г., казался не более опасным для установленного в Царстве Польском строя, чем прежние конспиративные организации. Через два года после арестов 1826 г. инструктору Школы подхорунжих подпоручику Петру Высоцкому удалось сплотить группу своих воспитанников. Затем он установил контакты с либералами и уцелевшими членами Патриотического общества. Горя желанием действовать, подхорунжие мятежные поляки из военных готовили покушение на Николая I во время его пребывания в Варшаве в 1829 г., но П. Высоцкий77 сдерживал их пыл, а гражданские оппозиционеры отказывали в поддержке. Заговорщики планировали и вооруженное восстание, но конкретная программа действий не была разработана. Полити-

75 РГИА. Ф.821. Оп. 150. Д. 104. Л. 1 об. С 24.07.1810 по 24.10.1817 гг.— Главное управление духовных дел разных исповеданий являлось самостоятельным ведомством.

76 РГИА. Ф.821. Oп. 150. Д. 104. Л.Зоб.

77 Петр Высоцкий (1799-1834) —инструктор Школы подхорунжих в Варшаве, подпоручик гвардейского гренадерского полка, один из лидеров восстания 1830-1831 гг.

92

ческое напряжение резко усилилось с появлением сообщений о событиях Июльской революции 1830 г. во Франции и Сентябрьского восстания того же года в Бельгии, целью которого была независимость от Голландии. Еще одной причиной, которая заставляла ускорить подготовку вооруженного выступления, стали аресты среди заговорщиков78.

После подавления восстания были приняты первые серьезные меры по закрытию католических монастырей и выселению прежде всего польского монашествующего духовенства в глубь России79. По согласованию с римским престолом в Царстве Польском оставили 50 штатных монастырей, которые сделали неприкосновенными. (В 1832 г. упразднили 191 католический монастырь.) Для определения в новиции (послушники. — Прим. автора) установили возраст 19 лет с трехлетним испытательным сроком. Это было сделано несмотря на протесты папы, который настаивал, как и положено по канонам, на определении в новиции с 16 лет. Российское руководство ссылалось на опыт других европейских стран, которые ввели подобные ограничения80. Кроме того, отменялась конституция, предоставленная Царству Польскому в 1815 г. В 1832 г. духовная семинария и теологический факультет г. Вильно были объединены и подчинены римско-католической духовной коллегии при Министерстве иностранных дел. 1 июля 1833 г. императором был утвержден Устав Виленской римско-католической духовной академии, где католицизм объявлялся важнейшим исповеданием81.

Царство Польское утратило государственную самостоятельность и конституцию, став частью России, хотя и наделенной некоторой автономией, постепенно все более ущемлявшейся. С 1833 г. в стране сохранялось военное положение. Император назначил своим наместником фельдмаршала И. Ф. Паскевича. Вслед за тем последовали жесткие меры: заключение и каторга, набор польских солдат в русскую армию, конфискация имений (особенно жестко она проводилась на восточных территориях бывшей Речи Посполитой), переселение мелкой шляхты в глубь России, закрытие выс-

78 Тьмовский М., Кеневич Я., Холъцер Е. История Польши. М., 2004. С. 321.

79 ПСЗ II. T. VII. Ст. 5506.

80 РГИА. Ф.821. Oп. 1. Д. 1080. Л.65, 68 об, 72.

81 ПСЗ II. T. VIII. Ст. 6296. В 1842 г. духовная академия была переведена в Санкт-Петербург. На ее содержание определялся, указом императора, 25551 рубль ежегодно. (Лиценбергер О. А. Указ. соч. С. 95).

93

ших учебных заведений, ликвидация церковной унии в западных российских губерниях82.

Несмотря на ряд этих ограничительных мер, последовавших после восстания 1830-1831 гг., положение римско-католической церкви на территории Российской империи начиная с 1836 г. было даже лучше, чем в ряде европейских стран, где наряду с католичеством широкое распространение получил протестантизм. По данным на 1847 г., МВД сравнил положение католического духовенства в России с Францией. Оказалось, что при наличии 33 миллионов католиков во Франции насчитывалось 80 епархий, а в России при численности католического населения в 2 миллиона 700 тысяч человек имелось 6 епархий. В целом на одну епархию в обоих государствах приходилось по 400 тысяч душ. Примерное равенство наблюдалось также и при делении населения на приходы — примерно по тысяче человек (во Франции их насчитывалось 31202, а в России — 2366). В таблице можно увидеть сведения по вопросам содержания римско-католического духовенства и учебных заведений (данные на 1847 г.)83.

Таким образом, мы видим, что в денежном эквиваленте российские католики находились в более выигрышном положении. Это делалось по двум причинам. Во-первых, российские католики рассматривались, в недалеком будущем, как собственная католическая церковь в Российской империи, независимая от римского престола. Во-вторых, система их организации строилась по аналогии с православным духовенством.

Особое внимание после восстания 1830-1831 гг. было обращено на униатскую церковь в Западном крае. Еще непосредственно перед восстанием управляющий департаментом духовных дел иностранных исповеданий Д. Н. Блудов направил секретные донесения наместнику в Царстве Польском Константину Павловичу о положении греко-униатского духовенства в крае84. С начала 30-х годов правительство принимало меры, направленные на поддержку православия в западных губерниях. После польского восстания 1830-1831 гг. часть католических монастырей передана православным. С 1834 г. в униатских церквах стал восстанавливаться православный обряд. Были восстановлены иконостасы, утварь и одеяние

82 Тымовский М., Кеневич Я., Хольцер Е. История Польши. М., 2004. С. 325.

83 Сравнительная ведомость о положении римско-католической церкви и духовенства во Франции и России // Журнал МВД. 1847. Ч. 17. С. 488-491.

84 РГИА. Ф.821. Оп. 11. Д. 890.

94

Таблица положения римско-католической церкви и духовенства во Франции и России

Франция

Россия

1. Оклады духовенства за год в рублях серебром.

Архиепископ — 3750.

Архиепископ — 6610.

Епархиальный епископ — 2500.

Епархиальный епископ — 5475.

Викарии — 750.

Викарии — 750.

Капитулы — 375.

Капитулы — от 110 до 375 + жалование по другим должностям: чинов консисторий, преподавателей учебных заведений, настоятелей приходов. Пенсия — от 100 до 500 рублей.

Настоятель приходской церкви 1 класса — 375.

Настоятель приходской церкви 1 класса — 600.

Настоятель приходской церкви 2 класса — 300.

Настоятель приходской церкви 2 класса — 500.

На содержание воспитанников духовно-учебных заведений в рублях серебром.

На 30 казенноштатных воспитанников в Париже — 200 на каждого.

На 40 казенноштатных воспитанников в римско-католической духовной академии Санкт-Петербурга — по 489 на каждого.

На воспитанников в прочих семинариях Франции — 100 на каждого + пособие на ремонт зданий.

В епархиальных семинариях России — 172 на каждого + пособие на ремонт зданий, освещение, прислугу, отопление.

О монашествующем духовенстве.

Только временное содержание.

Штатные монастыри обеспечивались постоянным жалованьем, а монахи пожизненным содержанием.

священников исправлялись по православным канонам, церковные документы было предписано перевести на русский язык. 1 января 1837 г. при Святейшем Синоде было учреждено особое отделение духовных дел греко-униатского вероисповедания, куда были переданы все униатские дела из Министерства внутренних дел. 12 февраля 1839 г. в Полоцке состоялся собор униатского духовенства, подписавший акт воссоединения85.

85 Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного вероисповедания Российской империи. Царствование государя императора Николая I. Т. 1. Пг., 1915. С. 432-433. Подробнее о положении униатов в западных губерниях Российской империи см.: Киприанович Г. Я. Исторические очерки православия, католичества и унии в Белоруссии и Литве с древнейших времен до настоящего времени. Вильна, 1895. Во второй половине XIX в. вопрос О католическом влиянии на униатов оставался весьма актуальным. (РГИА.

95

В 1834 г. многие указы передавались Святейшему Синоду через генерал-адъютанта П. А. Клейнмихеля и статс-секретаря М. Корфа. По докладу П. А. Клейнмихеля 15 марта 1834 г. по поводу польских пленных возник вопрос: можно ли полякам жениться на русских подданных? Николай I дозволял браки, если дети от них будут воспитываться в православной вере. Указ был немедленно отправлен в Святейший Синод «для зависящих от него распоряжений»86.

Множество мероприятий правительства второй четверти XIX в. было направлено на поддержку и защиту господствующего в империи вероисповедания. Некоторые из этих нововведений ущемляли права представителей других конфессий. Подобные указы светская власть принимала без участия Святейшего Синода. 1 февраля 1830 г. было опубликовано положение Комитета министров «О подтверждении римско-католическому духовенству, чтобы оно ни под каким предлогом не принимало к себе людей православной веры ни для наставлений, ни для исполнения треб»87. 10 сентября 1830 г. Сенат издал указ «О запрещении католическому духовенству обращать людей православного исповедания в свою веру»88 . 30 сентября 1830 г. Государственный совет принял решение о браках лиц различных вер в возвращенных от Польши губерниях. Православным было запрещено заключать брачные договоры, при которых дети будут воспитываться в другой вере.

4 марта 1829 г. на запрос Сената, как должны расторгаться смешанные браки, «дабы охранить право господствующего вероисповедания», Святейший Синод решил, что браки, где есть хоть один православный, расторгаются только в Святейшем Синоде89. 20 февраля 1840 г. были приняты правила о браках лиц православного вероисповедания с иноверцами90. Главным в них было то, что законными признавались лишь смешанные браки, заключен-

Ф.821. Оп.2. Д. 38. — переписка министра народного просвещения с губернаторами о католической пропаганде среди униатов).

86 О дозволении польским пленным вступать в браки с русскими подданными // РГИА. Ф. 796. Оп. 115. Д. 421.

87 Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного вероисповедания Российской империи. Царствование государя императора Николая I. Т. 1. Пг., 1915. С. 400-401.

88 Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного вероисповедания Российской империи. С. 458.

89 Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного вероисповедания Российской империи. С. 327.

90 Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного вероисповедания Российской империи. С. 327.

96

ные православными священниками. При этом [даже] Митрополит Филарет писал С. Д. Нечаеву, что это решение не каноническое. Филарет опасался, что в других странах духовенство католиков и протестантов ответит на российский указ теми же мерами91.

До середины 40-х годов XIX в. отношения Российского государства с Ватиканом оставались крайне натянутыми, а фактически и вовсе отсутствовали. Управление католиками в империи осуществлялось по ранее принятым документам и законодательным актам, что явно не устраивало римский престол. В 1845 г. Николай I посетил Рим. Во время беседы с папой римским Григорием XVI 13 декабря 1845 г. Николай I четко различал вопрос о католицизме с вопросом о национализме поляков в Польше, отмечая спокойную обстановку с католиками в других регионах Российской империи. Здесь Николай I впервые вводит понятие «располячивание католицизма», которое впоследствии вошло в историческую и публицистическую литературу.

В заключение Николай I так изложил свою позицию папе римскому: «Надеюсь, ваше святейшество позволит мне сделать некоторые возражения. В России надо различать три разряда католиков: католики, проживающие в собственной России, католики литовских провинций и католики Царства Польского. Отношения к первым поставлены на такую почву, против которой и вы не станете протестовать. Хуже обстоит дело в Литве и еще хуже в Польше, где религия служит только маской, за которой скрываются революционные вожделения, где само духовенство более занято земными делами, чем духовными». Разговор, продолжавшийся более часа, закончился заранее подготовленной папой фразой: «Государь, подумайте о том, что Бог создал царей для блага народов, а не народы для произвола царей». Затем последовала процедура прощания. Николай Павлович еще раз поцеловал руку папы»92. Как известно, 22 июня 1847 г. с папой Григорием XVI был подписан конкордат (соглашение, регулирующее отношения святого престола со светским государством). Конкордат после десятимесячных переговоров заключил граф Д. Н. Блудов93.

Учреждалось восемь католических епархий в Царстве Поль-

91 [Филарет — С. Д. Нечаеву] Письма Митрополита Филарета к Нечаеву // Русский архив. 1893. Кн. 1. С. 122.

92 Цит. по: Выскочков Л. В. Николай I. М., 2003. С. 191.

93 Милютин Д. А. Восстание генерал-фельдмаршала графа Д. А. Милютина. 865-1867 гг. М., 2005. С. 599.

97

ском и семь в России с архиепископской кафедрой в Могилеве. В итоге устройство римско-католической церкви в Российской империи стало выглядеть следующим образом. Во главе стоял архиепископ, который имел сан митрополита. Ему подчинялись епархии во главе с епископами, которые в свою очередь руководили духовными консисториями (совещательными органами). Во главе консисторий стояли официалы — помощники епархиальных епископов в решении текущих вопросов. Консистории управляли кафедральными капитулами — совещательными органами, которые существовали при каждой кафедральной церкви из числа наиболее авторитетных прелатов. По конкордату при епархиях существовали епископы-суффраганы, которые выполняли службы, требующие архиепископского сана, и были готовы временно заменить епископа.

В 1845 г. было принято «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных». Его принятие было вызвано не в последнюю очередь желанием оградить православное население от перехода в католицизм и протестантизм, т.к. к тому времени (1845 г.) не были официально узаконены отношения с Ватиканом и протестантскими центрами за рубежом. Вторая глава содержала закон «Об отступлении от веры и постановлений церкви», где основное внимание уделялось случаям перехода из православия в иное христианское вероисповедание. Согласно статье 195 виновный в таком преступлении приговаривался к лишению всех прав и преимуществ и ссылке в Сибирь или наказанию розгами и отдаче в исправительные аречстантские роты гражданского ведомства от одного до двух лет94. После принятия Уложения о наказаниях все случаи перехода православных в католицизм подвергались тщательному расследованию. Причем дознание проводилось по распоряжениям государственных органов как православными епархиями, так и католическими. Такая строгость была вызвана участившимися случаями перехода в католицизм представителей высших кругов России и их приближенных, которые считали западную цивилизацию идеальной для развития государственности и отождествляли католицизм с ней. Во второй половине XIX в. нередкими были случаи перехода в католицизм целых деревень в западных губерниях Российской империи, в частности в Белоруссии. Во многом это было вызвано католическим

94 Лиценбергер O. A. Указ. соч. С. 91. Еще строже — каторжными работами от восьми до десяти лет — каралось совращение в мусульманство, иудаизм или любую нехристианскую веру.

98

вероисповеданием окрестных дворян, большинство из которых были поляками95.

В 1857 г. в Российской империи был принят первый Устав духовных дел иностранных исповеданий. Его принятие было вызвано желанием узаконить сложившуюся к тому времени многоконфессиональность в Российской империи. Согласно уставу в Российской империи создавалось семь епархий римско-католического исповедания: архиепархия Могилевская, епархии Виленская, Телыневская, Минская, Луцко-Житомирская, Каменецкая и Тирасполь-ская96. Для рассмотрения общих дел всех римско-католических епархий в Санкт-Петербурге создавалось высшее духовное присутствие — римско-католическая духовная коллегия под председательством архиепископа-митрополита, двух членов и семи заседателей от епархий при коллегии. Согласно статье 24 Устава духовных дел иностранных исповеданий архиепископа, епархиальных епископов и епископов-суффраганов назначал император по предварительному согласованию с папой римским. Все они обязаны были присягать на верность императору и наследнику престола и быть только российскими подданными97. На территории Российской империи римско-католические приходы должны были вновь создаваться только в связи с резким увеличением католического населения, обширностью существующих приходов и трудностью сообщений98.

Таким образом, мы видим продолжающееся стремление российской власти найти компромиссное решение в отношении католиков России с римским престолом, но при этом оставить за собой руководство ими. Рим, в свою очередь, шел на контакты с властью в России, так как не хотел терять такое количество своей паствы, а при желании и использовать ее в осуществлении своей давней мечты — объединения всех христиан под своим скипетром.

95 РГИА. Ф. 821. Oп. 1. Д. 1709. Л. 1-2.

96 Свод законов Российской империи. T. XI. Ч. 1. Уставы духовных дел иностранных исповеданий. СПб., 1857. С. 11.

97 Там же. С. 9.

98 Там же. С. 28.

99