Тихонов А.К. - Католики, мусульмане и иудеи Российской империи в последней четверти XVIII — начале XX в. / Глава 4. Неправославные исповедания Российской империи в 1881-1905 гг / 4.3. Правительственная политика и иудейское население: социально-экономические и общественно-политические аспекты взаимоотношений

4.3. Правительственная политика и иудейское население: социально-экономические и общественно-политические аспекты взаимоотношений

К началу 90-х годов XIX в. вне «черты постоянной еврейской оседлости» проживало всего 80435 иудеев, из них мужчин — 44841 человек, женщин — 35594 человека. В городах и городских поселениях мужчин — 37664, женщин — 29589 человек. Вне городских поселений мужчин — 7177, женщин — 6005 человек. Больше всего их проживало в Москве, Санкт-Петербурге и ближайших к «черте оседлости» губерниях. Совсем иудеев не было только в одном месте в Российской империи — селах Архангельской губернии84.

В этот же период в «черте постоянной еврейской оседлости» проживало всего: 23 716 128 человек, из них евреев — 2 404 256 (10,1%). Губернии «черты оседлости», по числу проживающих там иудеев, можно разделить на пять групп: Екатеринославская, Полтавская, Таврическая и Черниговская — 2,7-3,4%; Бессарабская, Витебская — 9,1-9,7%: Волынская, Гродненская, Киевская, Минская, Могилевская, Подольская, Херсонская — 12,2-13,4%; Виленская — 15,2%; Ковенская—19,3 % (1/5 всего населения)85. Больше всего иудеев проживало в Киевской губернии в городах Бердичеве (86% всего населения, поэтому его еще называли «еврейской столицей Западного края»), Умани, Василькове, Белой Церкви86, а из других городов Западного края — в Пинске (86%), Брест-Литовске (83%), Дубно, Остроге (Волынская губерния), Гродно, Слониме (Гродненской губернии), Луцке (80%), Сороках (Бессарабской губернии), Режице (Витебской губернии), Владимир-Волынском, Россиянах (Ковенской губернии), Новогрудке (Минской губернии), Рогачеве (Могилевской губернии), Балте, Ушице (Подольской губернии)87. Всего же по всей Российской империи, по переписи 1897 г., проживало 5215805 евреев (4,16% всего населения Российской империи)88 .

Еврейское колонизационное общество (было основано в 1891 г.) командировало трех своих представителей (Г. Вольфа, А. Берля,

84 РГИА. Ф.821. Оп.9. Д. 122. Л. 118-119.

85 РГИА. Ф.821. Оп. 150. Д.381. Л. 307.

86 РГИА. Ф.821. Оп.150. Д. 366. Л. 216.

87 РГИА. Ф. 821. Оп. 150. Д. 381. Л. 60.

88 Герпштейн С. Экономическая структура еврейского населения России. СПб., 1906. С. 5.

261

Э. Меерсона) весной 1898 г. для сбора сведений об экономических занятиях евреев в черте оседлости. Они выделили три промышленных района: Северо-Западный край, Юго-Западный и Южный. В каждом из них наибольшее количество предприятий по отраслям у евреев было различным. В Северо-Западном крае они занимались обработкой животноводческой продукции, дерева, питательных веществ; в Юго-Западном крае обрабатывали бумагу; в Южном крае — обрабатывали дерево, волокнистые вещества, бумагу89.

Основная масса иудейского населения Российской империи последней четверти XIX в. занималась торговлей и ростовщичеством. Именно эти два занятия и приводили к массовому недовольству местного христианского населения иудеями, что в итоге выливалось в погромы, имевшие экономическую подоплеку. Российская власть в 80-90-е гг. XIX в. основное внимание уделяла просвещению иудейского населения, прежде всего, молодежи. В этом она видела самый верный путь потери иудеями религиозной нетерпимости. Этот факт подметили и сторонники либерального пути решения проблемы иудеев в империи90. В обстоятельной докладной записке по этому вопросу виленского губернатора К. И. Палена, написанной в начале XX в., он предложил следующие изменения системы образования евреев: «первая ступень — хедеры, где обучение должно быть ограничено знанием еврейской грамоты и закона Божьего; вторая ступень — начальные еврейские школы, существующие на средства свечного сбора, должны обучать еврейских детей русскому языку; третья ступень — христианские средние и высшие учебные заведения»91. Но одновременно он указывает: «весь строй школы требует от еврейских юношей отречься от послушания заповедей своей религии: должен работать по субботам, не соблюдать известных часов молитвы, слушать издевательства со стороны товарищей над религией. Пересилив это, он выходит из школы совершенно развращенный как еврей и одновременно с озлоблением к христианскому миру»92.

«Высшая комиссия для пересмотра законов о евреях», изучив записки с мест, указала на два действия, через которые осуществля-

89 Сборник материалов об экономическом положении евреев в России. T. I, СПб., 1904. С. 1. Приложения 57, 58.

90 Кавелин К. Д. Наши инородцы и иноверцы. СПб., 1907. С. 7.

91 Пален К. И. Тайная докладная записка Виленского губернатора о положении евреев в России. Женева, 1903. С. 71.

92 Там же. С. 72.

262

ется пагубное влияние иудейской молодежи на христианскую часть учащихся в учебных заведениях: глумление над христианской религией и политическая неблагонадежность. В качестве основной меры предлагалось обязательное знакомство каждого учащегося-иудея с 14 лет в начальном еврейском училище с русской разговорной речью и возможностью передавать содержание статей из русскоязычных журналов93.

В губернские комиссии по «еврейскому вопросу» нередко поступали и записки, где крайне негативно отзывались о совместном обучении православных и иудейских мальчиков. Так, в качестве наиболее типичного образца можно привести записку, направленную в Харьковскую губернскую комиссию по «еврейскому вопросу» в первой половине 80-х годов XIX в., где их автор — староста Петр Лесницкий отмечает: «еще в начальной школе или в первом классе гимназии там, где евреи находятся в значительном числе, русский мальчик, вышедший из христианской семьи, узнает от своих товарищей, что Христос был обманщик и волшебник (талмудическая сказка о Спасителе как волшебнике очень распространена между еврейскими мальчиками. В ней говорится, например, что Христос посредством волшебства умел летать по храму). В 4-5 классах мальчик уже плохой христианин. Начинается свойственная молодым умам борьба мнений, которая в старших классах заканчивается отрицанием обеих религий. В такой атмосфере выросли Желябов и Тригони, оба воспитанники евреизированных гимназий»94.

Таким образом, здесь отмечается обратное — не воспитание иудейского юношества в духе верности и служению Российскому государству, а, наоборот, негативное влияние подрастающего поколения иудеев на крепость и основы православной морали.

В 80-е годы XIX в. для иудейских учебных заведений разного уровня стали распространяться талмуд-торы нового образца. Значительная часть их учреждалась по инициативе Общества для распространения просвещения между евреями в России. Они составляли вместе с общественными школами других наименований 21,6% всех организованных еврейских училищ. В талмуд-торах нового типа преподавались кроме религиозных предметов (которым обуча-

93 РГИА. Ф. 821. Оп. 150. Д. 381. Л. 9, 25.

94 Труды губернских комиссий по еврейскому вопросу. СПб., 1884. С. 226. M. H. Тригони (1850-1917), член исполкома «Народной воли», вел антиправительственную пропаганду среди офицеров на Украине. В 1882 г. приговорен к 20 годам каторги.

263

ют в обычных талмуд-торах) также русский язык и арифметика, а в некоторых — история, география, естественная история, рисование, чистописание, пение, гимнастика и рукоделие. Фактически они повторяли программу русских элементарных школ. Из чисто религиозных предметов почти во всех школах преподавались Библия, молитвы, древнееврейский язык и история, а в некоторых также и жаргон (жаргоном сами интеллигентные круги российского еврейства называли разговорно-еврейский язык, где в обиходной речи смешивались слова на русском и иврите со специфическим произношением. — Прим. автора). Почти все преподаватели обладают званием начального учителя или домашней наставницы. На одного учащего приходится около 30 учащихся. Большинство учащихся в мужских талмуд-торах — в возрасте от 6 до 12 лет. Большая часть училищ имела по четыре класса. В значительном числе в талмуд-торах нового типа обучалось немало учеников за плату, которая достигала в некоторых школах 40 и 50 руб., что указывало на изменение характера прежней талмуд-торы — из школы для бедных и сирот она становится школой всего еврейского населения95.

Обследование большинства талмуд-тор в конце XIX в. показало, что в них преподают только чтение молитв и письмо или только чтение без письма, в 26% к этому присоединялось чтение Пятикнижия и Пророков, в 7% изучение Талмуда. Древнееврейский язык и еврейская история — как особые предметы не преподаются. Способ преподавания архаический — механическое зазубривание текста без понимания смысла. Учебников нет или очень мало; учебных пособий почти нигде нет. Язык преподавания — жаргон. Состав учащихся постоянно менялся: ученики принимаются и уходят среди года. Дети остаются в талмуд-торах с 9 часов утра до 5, а то и 7-8 часов вечера, но с каждым учеником меламед может заниматься лишь небольшую часть дня. Дисциплина отсутствует: дети шумят, стараясь перекричать друг друга, а меламед — учеников. Применяются телесные наказания. Продолжительность обучения в талмуд-торе — 7-10 лет. Результаты обучения неудовлетворительны.

Исследователи талмуд-тор рисуют ужасные антисанитарные и антипедагогические условия. Обычная талмуд-тора помещается в квартире меламеда, грязной, сырой, холодной, темной маленькой комнате, часто в подвале, на чердаке или в кухне. Количество света и воздуха в два и более раза меньше нормы. Дети, чтобы согреться,

95 ЕЭ. Adept. 2003. Электронная версия.

264

не снимают верхней одежды. Золотушное худосочие с его последствиями, близорукость, слабость зрения, искривление позвоночника, ревматизмы — обычные болезни учеников талмуд-торы. Средняя плата меламедам в крупных центрах не менее 25 руб. в год за ученика, в других местах — не менее 18 руб., достигает в некоторых пунктах 30-50 руб. Общий расход еврейского населения на содержание талмуд-тор исчисляется около 8 млн руб. ежегодно (около 1,5 руб. на человека)96.

Большой резонанс и обсуждение вызывала также проблема браков у иудеев. Интерес к этой теме подогревался многими специфическими особенностями института брака и семьи у иудеев, который оказывал большое влияние на организацию ими экономической деятельности. Главная проблема стояла в разрешении ранних браков у иудеев: мальчиков — с 13 лет, девочек — с 12, а к 18 годам правоверный последователь иудаизма обязан был жениться. Безбрачие не признавалось, т. к. считалось, что оно ведет к разврату. К вступлению в брак могло быть только три препятствия: абсолютные — неизлечимые физические увечья мужчин, делающие его неспособным к деторождению, умопомешательство, недостижение 13 лет у мальчиков и 12 — у девочек, рождение от кровосмешения (мамзер); относительные — принадлежность к язычеству, родство; временные — траур в 30 дней после смерти близких родственников, 92 дня после развода или смерти супруга, беременность или кормление грудью. Все эти указания к браку были подтверждены раввинской комиссией в 1893-1894 гг. 97.

Такое раннее разрешение на брак подрывало экономические устои семьи, т. к. в столь юные годы она еще не могла найти себе средств к существованию и должна была находить способы быстрого обогащения, что подталкивало молодых людей к ростовщичеству под проценты, торговым махинациям, питейной торговле. Кроме того, дети от столь ранних браков рождались физически ослабленными. Исследователи иудейской демографии в России В. И. Биншток и С. А. Новосельский отмечают высокий процент вторичных браков у иудеев98. Во многом это происходило в более зрелом возрасте, когда выбор супруга или супруги был более осо-

96 Там же.

97 БЭ. Adept. 2003. Электронная версия.

98 Биншток В. И., Новосельский С. А. Материалы к естественному движению еврейского населения в европейской России за 40 лет (1867—1906 гг.). Б. м., 1915. С. 83.

265

знанным. Ими же указывается и на отсутствие браков у иудеев в весенние и летние месяцы в силу религиозных предписаний99. Демографами отмечается высокий процент многоплодных рождений и максимальное число рождений в декабре, январе, феврале и июне. Подчеркивается также низкая смертность в грудном возрасте, что исследователи связывают с широким распространением грудного вскармливания100.

Ранние браки у иудеев и вытекающие из них экономические последствия вызывали беспокойство центральных и местных властей. Так, хозяйственным департаментом МВД в письме в Департамент духовных дел иностранного исповедания от имени вице-директора департамента А. Шумахера было предложено иудею разрешение на вступление в брак давать только с дозволения местного начальства, а также при наличии у него рабочего скота, земледельческих орудий как гарантии того, что он сможет содержать семейство101. Российские власти согласились, что браки евреев-иудаистов должны совершать духовные раввины, т.к. иудейский обряд бракосочетания требовал наличия большого объема специфических знаний102.

Основной же проблемой, которая занимала российское общество в 80-90-е годы XIX в. в отношении иудейского населения, явились еврейские погромы начала 80-х годы XIX в. на Юго-Западе России вследствие резко возросшего антисемитизма.

Для расследования причин еврейских погромов на Юго-Западе России весной 1881 г. высшей российской властью была сформирована комиссия под руководством генерал-майора свиты его императорского величества графа И. П. Кутайсова. Он разослал губернаторам областей, где прошли погромы, циркуляры с требованием дать описания самих погромов на подведомственной им территории, их причины и ме-

99 В иудаизме запрещены браки между Пасхой (Пейсахом) (приблизительно 15-22 марта) и Шавуотом (приблизительно 6-7 мая), три недели от 17 Талмуда до 9 Ава (примерно с 17 июня и до 9 июля), а также по субботам, в праздничные и предпраздничные дни, а также во время существующей в летние месяцы практики отхожих промыслов (в основном сплав леса по Днепру и садовые работы. — Прим. автора).

100 Биншток В. И., Новосельский С. А Материалы к естественному движению еврейского населения в европейской России за 40 лет (1867-1906 гг.). С. 31, 38.

101 РГИА. Ф.821. Оп.8. Д. 501. Л.боб. Это решение отклонено в Департаменте духовных дел иностранного исповедания, т. к. ни в одном исповедании не прописаны подобные нормы.

102 РГИА. Ф.821. Оп. 150. Д. 370. Л. 90.

266

ры к будущему предотвращению подобных действий. Обстоятельные ответы были получены от губернаторов: Киевской и Волынской губерний — генерал-адъютанта А. Р. Дрентельна; Херсонской губернии — А. С. Эрдели; генерал-губернатора Одессы — А. М. Дундукова-Корсакова; Харьковской и Екатеринославской губерний — генерал-губернатора князя Д. И. Святополк-Мирского; Бессарабской губернии — О. М. Янковского.

В общих выводах комиссии М. П. Кутайсова основной причиной беспорядков названо нежелание иудеев заниматься менее выгодной производительной сферой, к чему их постоянно подталкивало государство. Фактически это можно назвать конфликтом с государством. Занимающиеся наиболее выгодной в денежном отношении деятельностью, сплоченные связью единомышленности и веры, иудеи составляли одну из наиболее успешных конкурентоспособных групп в западных губерниях. К тому же основные доходы они получали не от производительной сферы, что было очень необычно для остальной части населения Западного края, привыкшего добывать себе средства к существованию земледелием и ремеслом. На это накладывался еще и ряд предубеждений, оставшихся со Средневековья, к иудейской вере и ее отношению к христианству. Все вместе такие факторы создавали «горючую смесь» в регионе, готовую в любой момент вспыхнуть, что и произошло в 1881 г.

Такое развитие событий в начале 80-х годов XIX в. произвело сильный резонанс в обществе и резко подняло интерес к иудейской проблеме. Общество раскололось на две части в путях разрешения данного вопроса. Само иудейское население и либерально настроенная часть российского общества (они были в меньшинстве и имели влияние лишь в столицах) уверяли, что погромы еврейских кварталов и местечек подготавливались и продумывались. В качестве мер к решению проблем с иудеями они предлагали отменить «черту постоянной еврейской оседлости», разрешить совместные браки с христианами, ввести светское просвещение для евреев, отменить все специальные ограничительные законы по евреям103. Идея смешанных браков для ускорения ассимиляции иудеев и потери всех особенностей, а также отхода в связи с этим от революционного движения, подчеркивалась и в ходе первой русской революции

103 Кавелин К. Д. Наши инородцы и иноверцы. СПб, 1907. С. 4, 8, 12.

267

1905-1907 гг.104 Среди евреев оказалось большое число революционеров из числа, как правило, недоучившихся студентов. На этот факт обращалось внимание еще в 80-х гг. XIX в.105 Вторую часть представляло подавляющее большинство христианского населения «черты постоянной еврейской оседлости». Основную причину погромов, по мнению этой части населения, выразил Н. П. Гиляров-Платонов: «еврейские погромы — протест имущественный, а не политический, племенной или религиозный»106.

Причины неприязни к евреям-иудаистам со стороны христианского населения «черты постоянной еврейской оседлости» выражались в основном недовольством их методами зарабатывания средств на жизнь. Все это нашло свое отражение в письмах в МВД лично министру Н. П. Игнатьеву. Все они в той или иной мере повторяли уже изложенные факты в расследовании причин погромов107.

Анализируя отправленные в МВД и департамент духовных дел иностранных исповеданий записки губернаторов и населения западных губерний, становится понятным появление 3 мая 1882 г. «Временных правил», которые не являлись придуманными в высших эшелонах власти, а отражали позицию основной части неиудейского населения западных регионов России и являлись ответом на сложившуюся тогда ситуацию во взаимоотношениях иудейского и неиудейского населения в этом крае.

Таким образом, большая концентрация иудейского населения в западном регионе Российской империи привела к жесточайшей конкуренции между соплеменниками, т. к. все иудеи стремились заниматься одними и теми же видами промыслов. Христианское население не выдерживало такой борьбы. Разорялись и многие иудеи. Не имея возможности покинуть «черту постоянной еврейской оседлости», они, с целью выживания, занимались зачастую противозаконной деятельностью, нередко граничащей с банальным обманом и жульничеством. Объективности ради следует отметить, что подобным же образом поступают и русские, христианские купцы,

104 Кресин Р. Еврейский вопрос с точки зрения действительных интересов русского народа. Харьков, 1906. С. 11.

105 РГИА. Ф. 821. Оп. 150. Д. 381. Л. 194.

106 Гиляров-Платонов Н. П. Еврейский вопрос в России. Составлено на основании статей и писем Гилярова-Платонова. СПб, 1906. С. 44.

107 РГИА. Ф. 821. Оп. 9. Д. 154. Л. 2-9; Аракин Я. Еврейский вопрос. СПб., 1912. С. 75; Быховский В. В. Евреи в России. Могилев; Подольский, 1907.С. 20-22, 25, 26, 27, 30, 32, 33.

268

промышленники и банкиры в великорусских губерниях и особенно в отношении инородцев Сибири, более слабых и неискушенных в ведении предпринимательской деятельности.

В связи со всеми произошедшими событиями интересна характеристика, данная С.Ю.Витте императору Александру III, которого нередко в исторической литературе называют чуть ли не вдохновителем погромов: «Говоря об императоре Александре III, я должен сказать, что хотя националистическая точка зрения, в истинном ее смысле, была не чужда духу императора Александра III, но национализм его был в высокой степени благородный. Император Александр III понимал, что он есть император всех своих подданных. Более всех своих подданных он, конечно, любил русских, но я думаю, что он был бы возмущен, если бы жил в настоящее время, т. е. во время травли всех подданных Российской империи, которые не исповедуют взглядов А. И. Дубровина, М. О. Меньшикова, В. М. Пуришкевича и тому подобных субъектов. Император Александр III был русским патриотом, но высокоблагородным, и с точки зрения благородства его души он, конечно, был русским императором, потому что он, наверно, был благороднее, нежели все его верноподданные... Я расходился с Плеве и по еврейскому вопросу. В первые годы моего министерства при императоре Александре III государь как-то раз меня спросил: "Правда ли, что вы стоите за евреев?" Я сказал его величеству, что мне трудно ответить на этот вопрос, и спросил позволения государя задать ему вопрос в ответ на этот. Получив разрешение, я спросил государя, может ли он потопить всех русских евреев в Черном море. Если может, то я понимаю такое решение вопроса, если же не может, то единственное решение еврейского вопроса заключается в том, чтобы дать им возможность жить, а это возможно лишь при постепенном уничтожении специальных законов, созданных для евреев, так как в конце концов не существует другого решения еврейского вопроса, как предоставление евреям равноправия с другими подданными государя. Его величество на это мне ничего не ответил и остался ко мне благосклонным и верил мне до последнего дня своей жизни. Несчастный день для России... Я и доныне остаюсь при высказанном мною Александру III убеждении по еврейскому вопросу. Поэтому, когда я был министром финансов, я систематически возражал против всех новых мер, которые хотели принимать против евреев. Я был бессилен заставить пересмотреть все существующие законы против евреев, из которых многие крайне несправедливы,

269

а в общем законы эти принципиально вредные для русских, для России, так как я всегда смотрел и смотрю на еврейский вопрос не с точки зрения, что приятно для евреев, а с точки зрения, что полезно для нас, русских, и для Российской империи. Все наиболее существенные законы, ограничивающие права евреев, пошли в последние десятилетия не в законодательном порядке, а через Комитет министров, как законы временные. Всегда употреблялась одна фарисейская формула: "Впредь до пересмотра всех законов об евреях" (причем всегда давалось понять, что законы эти будут пересматриваться с точки зрения расширительной, а не ограничительной), повелеваем и пр.»108.

После череды погромов требовало своего изменения и законодательство об иудеях. В Департамент духовных дел иностранных исповеданий МВД был представлен «Обзор ныне действующих исключительных законов о евреях, состоящих в подданстве России», составленный чиновниками этого департамента. В итоге в МВД основную цель таких изменений определили следующим образом: права евреев личные, имущественные и по состоянию, также их обязанности по отношению к государству должны быть поставлены вне зависимости от их вероисповедания109. С момента вхождения больших масс иудеев в состав Российской империи в последней четверти XVIII в. выделяются два этапа в формировании законодательства по иудеям:

1772 — до середины 20-х годов XIX в. Цель: улучшение быта евреев посредством поощрительных мер;

середина 20-х годов XIX в. — 1835 г. — усиление системы запрещений и ограничений, а также развитие регламентации и правительственного контроля над иудейскими общинами. Они направлялись на развитие между иудеями общего образования, «полезного производительного труда», воспитание уклада жизни, терпимого в обществе110.

Еще до погромов по циркуляру от 24 июня 1878 г. за № 73 было высказано требование употреблять в паспортах «иудей», а не «еврей» в качестве исповедания111. В январе 1881 г. финский сейм за торговые злоупотребления запретил иудеям селиться в Гельсинг-

108 Витте С.Ю. Избранные воспоминания, 1849-1911 гг. М., 1991. С. 200, 398.

109 РГИА. Ф.821. Оп. 150. Д. 370. Л. 131.

110 РГИА. Ф.821. Оп. 150. Д.366. Л. 18, 18 об.

111 РГИА. Ф.821. Оп. 150. Д. 370. Л. 101.

270

форсе . Главная задача состояла в ликвидации законов, которые создавали для евреев особые, отдельные от остального населения условия. Это вызвало большие проблемы. Так, выселенные из сел и деревень иудеи переполнили собой города и местечки, в которых не хватало средств к пропитанию такого количества людей. Цена недвижимости сильно понизилась вследствие устранения конкуренции иудеев, а кредит для землевладельцев обошелся дороже. Коробочные сборы вводились с целью погасить предъявленные к иудейским обществам долги, в уплате которых они оказались несостоятельными. Основные проявления ограничения иудеев в правах выражались в следующем — постепенное расстройство экономического состояния иудейского населения, а после введения правил 3 мая 1882 г. положение евреев стало безысходным;

для представителей любой нации в государстве доступны всевозможные занятия, и только для иудеев они устанавливаются законами;

закон предусматривает наказание только к нарушителям, однако если нарушители — иудеи, то ограничиваются права всего населения. Изданием таких ограничений правительство навязало евреям своего рода солидарность;

для евреев-иудаистов всегда создаются особые правила113.

Наиболее действенной мерой к ассимиляции иудеев и отмене их особого положения и статуса в государстве стала разработка новой присяги для иудеев, находящихся на государственной службе, и замена иудейских имен на созвучные им русские. Для евреев-иудаистов во второй половине XIX в. были установлены шесть форм присяги: 1) свидетельская; 2) на верность подданства и службы; 3) на звание раввина; 4) на звание членов правления молитвенного дома; 5) присяга при поступлении нa военную службу; 6) присяги перед выборами на общественные должности114. Особую форму присяги евреев-иудаистов разработала для МВД раввинская комиссия в середине 50-х годов XIX в. В состав комиссии вошли председатель раввинской комиссии доктор А. Нейман, члены: З. Рапопорт, Я. Барши, А. Чегенов, секретарем стал коллежский асессор Градовский. При разработке формы иудейской присяги они исходили из условия, что это будет клятва перед своим Богом говорить только

112 РГИА. Ф.821. Оп.9. Д. 154. Л. 15.

113 РГИА. Ф.821. Оп. 150. Д. 370. Л. 102, 120, 128 об., 129 об., 130, 130 об.

114 РГИА. Ф. 821. Оп. 150. Д. 370. Л. 88.

271

правду по делу и соединенная с призванием имени Бога. Присяга должна приниматься во все дни в синагогах и молитвенных домах, кроме субботних и праздничных дней. Детально разрабатывался и ход присяги115.

Большой проблемой 80-90-х годов XIX в. стала разработка новых правил избрания раввинов. Необходимость изменения таких правил подчеркивалась многими губернаторами «черты постоянной еврейской оседлости», но особенно губерний Привислинского края (бывшего Царства Польского). Основные причины назывались следующие: раввины стремятся удержать иудеев в особом мире, отдельном от христианского, и имеют большую власть над своими единоверцами. Вследствие невежества большинства иудейского населения в раввины попадают исключительно ярые фанатики, проникнутые религиозной нетерпимостью, и поощряют поступки, противные установившемуся в христианском мире понятию о нравственности. Раввины также выступают как главные противники обучения детей в общих школах, а не в хедерах, где им дают исключительно только знание талмудических законов116.

В итоге российские власти вплотную занялись проблемой выбора раввинов. Обращают на себя внимание большие права, даваемые раввинам. Главная их цель — сделать раввинов законопослушными гражданами Российской империи, подтолкнуть их к решению проблем единоверцев с позиций правительства. Раввин как толкователь иудейского закона назначался только из ученых, окончивших курс соответственно в раввинских училищах, казенных еврейских училищах второго разряда, высших, средних учебных заведениях и уездных училищах. Если не оказывалось лиц с таким уровнем образования, то, по разрешению МВД, приглашались ученые евреи из Германии. В случае невозможности содержать раввина из-за бедности прихожан их общество причислялось к ведомству раввина ближайшего города или селения. На каждую 1000 душ иудейского населения назначалось по одному помощнику раввина с выплатой жалованья от общества. Раввины, беспорочно исполнявшие свои обязанности три года, освобождались от телесных наказаний, рекрутской повинности и в местах «черты постоянной еврейской оседлости» пользовались правами купцов первой гильдии. За бес-

115 РГИА. Ф.821. Оп.9. Д. 6. Л. 52 об., 62 об., 63 об-65, 66.

116 РГИА. Ф.821. Оп. 150. Д. 364. Л. 32-32 об.

272

порочную десятилетнюю работу раввины награждались золотыми медалями117.

После издания указа о веротерпимости 17 апреля 1905 г. иудейские общества просили права избирать раввинов по своему усмотрению без всяких ограничений с последующим их утверждением правительственной властью. В раввины предлагалось выбирать только духовных лиц, умеющих писать и читать по-русски, но без общеобразовательного ценза. Для ведения метрических книг выделять особое лицо с присвоением ему звания регистратора. Также предлагалось открытие за счет иудеев раввинского института и возможность для раввинов иметь свою печать118. Эти просьбы остались без ответа.

Особо оговаривалась присяга на занятие должности раввина. Испытуемому должна была говориться фраза на иврите: «Как гаснут свечи сии, так да погаснет твоя душа, когда нарушишь даваемую тобой перед нами клятву». Присягающий раввин должен был отвечать: «Аминь»119. Обязательным атрибутом присяги для евреев-иудаистов было наличие в ней слов: «с чистым сердцем и не по иному, скрытому во мне смыслу, а по смыслу и ведению приводящих меня к присяге». Это делалось с целью предотвратить склонность иудеев к ложной присяге. Такие особые положения о присяге для евреев-иудаистов существовали в законодательствах всех европейских государств, но по мере ассимиляции евреев-иудаистов убирались из законодательства120.

После погромов начала 80-х годов XIX в. и издания «Временных правил» 3 мая 1882 г.121 участились обращения иудеев, прежде всего купцов, ремесленников, государственных и военных служащих, по поводу замены иудейских имен на христианские. В качестве основной причины называлось неудобство в общении с русским населением. Предлагались такие варианты замены имен: Бейрши — Борис, Хакм — Виталий, Мендель — Максим, Зелик — Евсей, Юдка — Юрий, Двера — Вера и т. д. Комиссия по изменению законов об иудеях поручила статскому советнику В. Вашкевичу изучить данный вопрос. В итоге им был представлен в комиссию обстоятельный доклад, который содержал следующие выводы:

117 Там же. С. 201-203.

118 РГИА. Ф.821. Оп.8. Д. 452. Л. 72 об.

119 РГИА. Ф.821. Оп.9. Д. 6. Л. 50 об.

120 РГИА. Ф.821. Оп. 150. Д. 370. Л. 88 об.-89 об.

121 ПСЗ II. T.I. №834.

273

евреи должны именоваться во всех документах теми именами, под которыми записаны они в метрические книги и никакие исправления их не допускаются;

евреям и раввинам запрещено вносить в метрические книги и другие официальные документы простонародные уменьшительные еврейские имена;

вносить в метрику еврея под христианским именем не воспрещается.

Причины строгостей: неразбериха с именами дает возможность евреям-купцам обходить установленные для них ограничения; затрудняет удостоверение личности и правильную регистрацию еврейского населения; дает возможность скрываться от воинской и других государственных повинностей (имя Исаак имеет 22 известные вариации). Имена по закону евреи могли менять при крещении, фамилии — только при согласии Сената. На практике фамилии иудеи меняли только после прошения на имя государя и его высочайшего соизволения в случаях их крайней неблагопристойности и неблагозвучия и нежелания иметь одну фамилию с государственным преступником. У иудеев нет в религиозной традиции называться какими-либо определенными именами, кроме ветхозаветных и общепринятых в государстве122. Однако, несмотря на такие жесткие правила, многие иудейские семьи, особенно в районах вне «черты оседлости», меняли фамилии и особенно имена на русские. В основном в качестве производных для новых фамилий брались названия населенных пунктов, род профессиональной деятельности. Фактически же любое слово русского языка могло стать иудейской фамилией.

Обсуждался вопрос и об участии евреев-иудаистов в городском управлении. Государственный секретарь А. А. Половцов так описывает эти события в своем дневнике: «Мнение министра внутренних дел [И.Н.Дурново] допускать евреев [для участия в городском управлении] лишь в западных губерниях и только по назначению губернатора — это было и мнением государя. Предложения А. А. Половцова: 1) допустить евреев до городского управления везде, где им жить дозволено; 2) не только назначать евреев на государственные должности губернаторским указом, но и по спискам губернской управы; 3) иудеям можно участвовать в городском управлении, там где им селиться запрещено, но только лицам, име-

122 РГИА. Ф. 821. Оп.9. Д. 195. Л. 38-39.

274

ющим образование, профессию и окончившим вузы. И. Н. Дурново согласился лишь с первыми двумя пунктами. Третий — отверг. Так же И. Н. Дурново отметил: «всякий раз, кода начинались беспорядки в университете [Санкт-Петербургском], Гинцбургу, единственному выбранному еврею от Санкт-Петербурга в городском управлении, была сообщаема угроза высылки и беспорядки тотчас прекращались»123.

Одной из наиболее значимых в решении судьбы иудеев в стране оставалась проблема частичной и полной эмиграции евреев-иудаистов из Российской империи. Очень активно этой проблемой занималось созданное в 1891 г. в Санкт-Петербурге Еврейское колонизационное общество. Основное направление эмиграции — Американский континент, прежде всего в США, Канаду, Аргентину. В российском руководстве в переселении евреев-иудаистов на американский континент видели лучшее средство разрешить так называемый «еврейский вопрос».

Комитет министров решил предоставить Еврейскому колонизационному обществу льготы — бесплатную выдачу переселенцам выходных свидетельств, освобождение от взысканий по воинской повинности и некоторые другие — при условии совершенного оставления ими России; в 1893 г. этим переселенцам был предоставлен также льготный тариф по железным дорогам. План деятельности Еврейского колонизационного общества был высочайше одобрен, и вскоре после этого оно открыло свое отделение под именем Центрального комитета Еврейского колонизационного общества в Петербурге, из семи лиц (позже из десяти), председателем коего до дня своей смерти был барон Г. О. Гинцбург; при комитете было образовано совещательное бюро из общественных деятелей.

К. Форнберг в своем исследовании по проблемам эмиграции иудеев из Российской империи отмечает: «Эмиграция в США из России началась еще в начале 20-х годов XIX в. Ее причины и этапы состояли в следующем. Естественный прирост еврейского населения в России — 92 тыс. чел. в год, эмиграция в США — в 1906 г. — 125 243 чел., в 1905 г. — 92 388. Этапы эмиграции евреев из России в США: 1 этап — 1821-1870 гг.-7550 чел.; 2 этап — 1871-1881 гг. — 41 051 чел.; 3 этап — 1881-1884 гг. — всплеск после погромов; 4 этап— 189Г 1892 гг.— примерно 400 тыс. евреев удалили из Москвы и деревень Подмосковья; 5 этап — 1904-1905 гг. — револю-

123 Дневник государственного секретаря А. А. Половцова. Т. 2. М., 1966. С. 432.

275

ция и война с Японией. Евреи эмигрируют значительными массами из Австрии и Румынии. У евреев велика нелегальная эмиграция через Канаду в США (лица без определенных занятий). У евреев большой процент женщин среди эмигрирующих. Ни одна эмигрирующая нация так основательно и решительно не сжигает за собой мосты, как еврейская. Эмигрирующая еврейская масса поразительно бедна, людей состоятельных очень мало. Лиц без определенных занятий в еврейской эмиграции — более 50%. В штате Массачусетс евреев-торговцев в эмиграции — 5%, а они составляют 27% еврейского населения штата. Это на 7% больше, чем коренного»124.

Особенно большой поток иудеев направлялся Еврейским колонизационным обществом в Аргентину. Начало более широкой эмиграции русских евреев-иудаистов в Аргентину было положено колонизационной попыткой барона Гирша создания аргентинских земледельческих колоний. В 1891 г. по его поручению комиссия во главе с профессором Левенталем обследовала страну, после чего немедленно была куплена земля, отпущены необходимые средства и переселены в Аргентину более 4 тыс. русских евреев, из которых были образованы три колонии: Мориция, Мозесвиль и Клара. Благодаря этой поспешности произошло чрезмерное скопление эмигрантов из России, ввиду чего уже весной 1892 г. дальнейшее переселение в Аргентину было приостановлено.

Представители Гирша обратились к раввинам и общественным деятелям «черты оседлости» с просьбой удерживать по возможности неимущих эмигрантов от выселения в Аргентину, которая «еще не готова к приему переселенцев». Сотрудник Гирша, англичанин Арнольд Уайт, дважды посетивший Россию для ознакомления с условиями жизни и труда в главных центрах «черты оседлости» и побывавший в земледельческих колониях Херсонской и Екатери-нославской губерний, пришел к заключению о возможности выселить из России в течение 25 лет 3 млн 400 тыс. евреев-иудаистов. Согласно выработанному им плану, переселенцам предлагалось рекрутировать в первое время преимущественно из земледельческих элементов, причем каждая семья переселенцев должна была получить в Аргентине надел в 150 гектаров, стоимость которой было предложено погашать начиная с 3 года, в продолжение 13 лет, за круговой порукой всех колонистов. Уайт испросил согласия рус-

124 Форнберг К. Еврейская эмиграция. Опыт статистического исследования. Киев, 1908. С. 5-6, 22, 30, 34, 37, 62.

276

ского правительства на выработанный им эмиграционный план и функционирование в России особого эмиграционного учреждения с определенным основным капиталом. Урегулирование эмиграции стало делом Еврейского колонизационного общества, которому были переданы приобретенные Гиршем 25 тыс. гектаров земли в провинции Буэнос-Айрес, 360 тысяч гектаров в провинции Формоза и 320 тысяч гектаров в провинции Чаго и Мизионос, всего 3635 тыс. гектаров.

С началом действий Еврейского экономического общества в России представители Гирша приступили к составлению переселенческих групп евреев-земледельцев, регистрации желающих эмигрировать (при помощи местных комитетов Еврейского колонизационного общества), к заключению договоров с колонистами и т. д. Составление групп колонистов в России было поручено Д. Ф. Фейнбергу, под руководством которого и были сформированы все группы, направленные впоследствии в Аргентину.

Между тем в самой Аргентине иудейская колонизация развивалась туго. Образованная в 1891 г. бароном Гиршем в Буэнос-Айресе «дирекция» колоний оказалась по своему личному составу не на высоте своей задачи. После неоднократных перемен директором был назначен полковник А. Гольдсмит, которому поручено было упростить администрацию и ввести самоуправление в колониях, очистив их от неподходящих элементов. Значительным препятствием на пути развития колоний были внутренние разногласия администрации по вопросу о типе колонизации: одни члены администрации разделяли мнение профессора Левенталя о необходимости централизованной колонизации, т.е. сплошного заселения большой территории русскими евреями-иудаистами, другие же предлагали децентрализацию колоний, с тем, чтобы они были отделены одна от другой поселениями других национальностей. С уходом профессора Левенталя в 1892 г. восторжествовало второе мнение, и первые колонии были основаны в разных провинциях Аргентины: в Буэнос-Айресе, Санта-Фе и Энтре-Риосе.

С другой стороны, возникли пререкания между дирекцией и колонистами по вопросу о типе отдельных поселений. Дирекция полагала, что колонистов необходимо селить, по образцу большинства аргентинских сельскохозяйственных поселений, не деревнями, а фермами или хуторами. Колонисты, однако, противились этому, главным образом, потому, что при такой системе чрезвычайно за-

277

труднялось обеспечение религиозных и культурных нужд колоний. Для улаживания этого спора парижский совет Еврейского колонизационного общества произвел перемену в личном составе аргентинской дирекции, образовав новую дирекцию в лице С. Гирша и Д. Казеса. После двухкратного совещания с делегатами колонистов новая дирекция предоставила колонистам устраивать поселения по той системе, которую они находили более удобной. Указанные затруднения, возникшие в самом начале колонизации, затормозили дело. Лишь в октябре 1893 г. колонисты приступили к подготовительным работам: заготовке кирпича для постройки домов, к устройству колодцев, закупке живого и мертвого инвентаря и т. д., и закончили все эти работы к весне 1894 г.

В феврале 1894 г. Центральный комитет Еврейского колонизационного общества переселил в Аргентину девять групп (563 семейства) эмигрантов, оставленных на юге России еще до открытия деятельности Еврейского колонизационного общества; одновременно было начато формирование новых групп, для каковых были отведены вновь приобретенные обществом земли невдалеке от колонии Клары. Впоследствии администрация Еврейского колонизационного общества пришла к убеждению, что дальнейшая колонизация Аргентины на прежних филантропических началах совершенно нецелесообразна, и дальнейший набор групп в России был прекращен125.

В 1896 г. управление Еврейским колонизационным обществом в Париже командировало в Россию своих представителей с целью изучить на месте положение российских евреев-иудаистов в Западном крае (прежде всего в Польше). Результаты своих исследований они направили в докладе барону В. Б. Фредериксу. ЕКО отметила три основных занятия у иудеев в Царстве Польском: торговля, винная монополия и фискальное дело (взимание косвенных налогов с предметов потребления, отданных иудеям на откуп) Причину нищеты иудеев и, как результат, использование ими всевозможных противоправных махинаций членв ЕКО усматривали в многочисленных днях невольного, обязательного отдыха, связанного с религиозными предписаниями и занятий значительной частью иудейского населения одинаковыми видами деятельности, набор которых был очень ограничен126. Общую цель российской власти в отно-

125 Еврейская энциклопедия. 2003. Электронная версия.

126 РГИА. Ф. 1284. Оп. 224. Д. 6. Л. 5, 7 об, 7, 8 об.

278

шении иудеев комиссия определила следующим образом: обрусить иудеев империи и побудить их обратиться к какому-нибудь производительному труду. Как средством дли обрусения воспользовались школой и казармой и указали им на земледелие как область применения их труда127.

Уже в 1912 г. Еврейское колонизационное общество предоставило в Департамент духовных дел иностранного исповедания МВД отчет о работе экспедиции, посланной в Киренаику с целью ее исследования для колонизации российскими иудеями128.

Особо стоял вопрос о переселении евреев-иудаистов в Палестину. Способствовало этому сионистское движение, оформившееся в 1896 г. доктором Т. Герцлем для создания еврейского государства в Палестине (первоначально называлась также территория Аргентины). Еврейское общество «Аттиах Исраилити» устроило в 70-х годах XIX в. около Яффы земледельческую колонию. Создание государства евреями-иудаистами должно было стать не бегством, а в совершенстве организованным переходом, осуществляемым под контролем общественного мнения. Чтобы участвовать в съезде сионистов, необходимо внести взнос — 1 шекель (40 копеек). Сионисты учредили еврейский колониальный банк с капиталом в 2,5 млн руб. для развития торговли и промышленности евреев в Сирии и Палестине, поддержки земледелия.

В тот же период возникли и сионистские течения в России. В начале XX в. Особый отдел Департамента полиции МВД различал четыре их вида: 1) герцелисты — занимались сбором денег и идеологией; 2) культуртрегеры — подъемом культуры и экономики евреев; 3) социалисты; 4) ортодоксы (палестинофилы)129. Правительство Российской империи не препятствовало переселению в Палестину российских иудеев, но видело в возникновении сионизма проповедь замкнутости иудеев через укрепление национальной иудейской идеи130. В итоге появляется инструкция за подписью министра внутренних дел В. К. Плеве, губернаторам, градоначальникам и обер-полицмейстерам, где указываются цели полиции на местах: препятствовать деятельности специальных сионистских агитаторов; съезды сионистов на территории Российской империи за-

127 РГИА. Ф. 1284. Оп. 224. Д. 6 Л. 8 об.

128 РГИА. Ф. 1284. Оп. 224. Д. 56. К сожалению, это дело единственное из всех заказанных оказалось утерянным во всех его видах.

129 РГИА. Ф. 1284. Оп. 190. Д. 101. Л. 23, 24 об., 25.

130 Циркуляр МВД от 24 июня 1903 г. №6142.

279

претить; для избрания на должность раввинов смотреть на причастность их к сионизму131.

Еще в начале 80-х годов XIX в. в российском иудействе зародилось движение палестинофильства. Первоначально было утверждено два центра для направления деятельности палестинофилов в России: в Одессе и Варшаве. Центр в Варшаве вскоре закрылся и остался только в Одессе. Назывался он: «Одесское общество взаимопомощи евреям-земледельцам и ремесленникам в Сирии и Палестине», создан в декабре 1888 г. Полиция проследила деятельность общества на предмет связи с сионизмом и признала ее законной. Но из-за скудости средств общество не могло сильно помочь переселенцам. В результате евреям разрешили в стране сбор средств для общества. Киевский генерал-губернатор граф А. П. Игнатьев предложил для разрешения проблемы с иудеями выселить их из России в Сирию и Палестину как можно в большем количестве, для того, чтобы уменьшить вредное экономическое и нравственное влияние на христиан132.

На состоявшемся в июле 1887 г. в Друскининкае втором съезде, где организация была переименована в союз «Chobebe Zion», были приняты резолюции: ходатайствовать перед русским правительством о разрешении учредить официальное Палестинское общество, основать бюро в Палестине для собирания сведений о продаваемых землях, чтобы информировать желающих там поселиться, оказывать помощь как колонистам, так и переселенцам, широко развить пропаганду палестинской идеи. С этой целью по «черте еврейской оседлости» разъезжали агитаторы-проповедники, произносившие речи в синагогах и на общественных собраниях. Практические успехи колонизации Палестины были слишком ничтожны. Турецкие власти чинили колонизации значительные препятствия. Основанные в России кружки «Друзей Сиона» собирали всего от 15 до 20 тыс. руб. в год, а такой скудной суммой нельзя было, конечно, осуществить дело колонизации в крупных размерах.

Таким образом, план создания политического центра превратился на практике в бессистемную и тайную от бдительных взоров турецкой администрации «инфильтрацию» Палестины; идеал возрождения древней родины превратился в чисто благотворительное дело, цель которого оказывать кое-какую помощь тем коло-

131 РГИА. Ф. 1284. Оп. 190. Д. 101. Л.1 об.-2.

132 РГИА. Ф. 1284. Оп. 190. Д. 101. Л. 21 об.

280

нистам и ремесленникам, которые уже живут в Палестине. Но и филантропическая помощь колонистам встречала большие затруднения. Закупленная для колонизации земля в значительной части оказалась непригодной для хлебопашества, многие из колонистов обнаружили свою непригодность для земледельческого труда. Колонии были спасены только благодаря щедрым субсидиям барона Э. Ротшильда, но зато колонисты были поставлены в зависимость от администрации барона Ротшильда.

Таким образом, колонисты, которые должны были положить основание возрождению страны, были превращены в батраков, опекаемых спонсорами и подчиненных строгой дисциплине. Это несоответствие между идеалом и действительностью породило недовольство в самом лагере палестинофилов.

В целях распространения палестинофильских и национальных идей начали издавать агитационные брошюры на древнееврейском, русском и разговорно-еврейском языках; вскоре стала выходить пользовавшаяся большим успехом «Дешевая библиотека» Бен-Авигдора, которую сменило издательство «Ахиасаф», сыгравшее крупную культурную роль. Практическая работа, заключавшаяся в субсидировании и облегчении положения колонистов в Палестине, перешла к «Обществу вспомоществования еврейским земледельцам в Сирии и Палестине», устав которого был утвержден в 1890 г. Но именно колонизация пережила в ближайшие два года тяжелый кризис, вызванный беспорядочной и бессистемной закупкой земель и последовавшим распоряжением Порты о запрещении русским иудеям высадки в портах Палестины. Это еще более усилило недовольство и разочарование в рядах палестинофилов. Со второй половины 90-х годов начинается новый период в развитии палестинофильского движения. После первого сионистского конгресса, на котором была провозглашена идея политического сионизма, большинство кружков «Любителей Сиона» примкнуло к сионистской организации. Палестинское течение не слилось окончательно с политическим сионизмом, но оно так тесно переплелось с последним, что его дальнейшее развитие можно проследить только совместно с развитием всего сионистского движения.

В целом же к началу XX в. в отношении иудейского населения у российских властей и подавляющей части христианского населения сложилось общее мнение о необходимости избавления от избыточного их количества в пределах Российской империи путем переселения за границы государства. Меры по ассимиляции результатов не

281

давали. Это было связано с двумя особенностями проживания евреев-иудаистов в России: более половины всего иудейского населения в мире было сосредоточено в России и во многих губерниях западных регионов страны не встречалось в городских сословиях других представителей, кроме иудеев. Общее мнение в отношении к иудеям к началу русской смуты 1905-1907 гг. у довольно влиятельной части российской элиты выражалось в следующем: «отчуждение евреев от других народов и неприязнь их к ним складывается из трех особенностей иудейского племени: единство промыслов, скрепленное связью единоплеменности и освященное верой. Вера восстанавливает в евреях понятие об их миропобедимом значении, национальность их представляется им всемирной национальностью, промыслы — имеют единственную цель — накопление денег для денег. Это поощряется отличием их внешнего вида (язык, одежда) и особенно общественным устройством. Сплоченные, солидарные и дружные евреи направляют свои силы не на созидание, а высасывание соков из народа»133.

Такая точка зрения исходила из слоев, ориентированных на систему традиционных ценностей Российского государства, которое во главу всего ставило известную триаду: «самодержавие, православие, народность». Этой позиции придерживалось и большинство руководящей элиты Российской империи. Поэтому она стала определяющей для выработки всей политики в отношении иудейского населения Российской империи до весны 1905 г. В итоге ограничительные законы в отношении иудейского населения, а также «черта оседлости» сохранились в стране до весны 1917 г. Либеральная точка зрения на уравнение иудеев в правах с остальным населением Российской империи осталась нереализованной.

133 Гиляров-Платонов Н.П. Еврейский вопрос в России. СПб., 1906. С. 56, 61, 62.

282