4.1. Политика в отношении католического населения Российской империи в 1881-1905 гг.

В 80-е гг. XIX в. в России назрела необходимость решения проблем католического населения в Польше1. В этом плане можно выделить две характерные записки, направленные в департамент духовных дел иностранных исповеданий МВД, которые отражали взгляды определенной части православного населения России. С. Т. Зленкин из Житомира 1 марта 1886 г.: «Проект мер для разрешения польского вопроса в смысле единения польского элемента Привислинского края с русскими и Польши с Россией в духе общеславянском». Вторая записка под названием «Необходимые мероприятия в Привислинском крае» от 20 января 1887 г. принадлежит статскому советнику Н. Ковалевскому из г. Красностава Люблинской губернии2.

В своей записке С. Т. Зленкин пишет: «Необходимо привести к полному согласию между собой и единению двух отраслей одного и того же славянского корня. Профессор-патриот Погодин в своем сочинении о польском вопросе говорит: поляки должны искать спасение своей национальности в общеславянском православии. Польский патриот Чайковский (бывший турецкий Садык-паша) в письмах к знакомой пишет, что враждебно относится к русским и правительству не полонизм, а польский католицизм. Поэтому поляки вне

1 Во многом такое положение было вызвано желанием новой коронной администрации выработать эффективную политику для достижения полного усмирения российской части Польши и лояльности католиков российской власти. В итоге серьезное внимание стали обращать на мнение населения страны в решении этих вопросов.

2 Остальные письма в Департамент духовных дел иностранных исповеданий намного уступают им по объему, но по сущности практически не отличались.

215

православия славянского, оставаясь при романско-римском католичестве, останутся вечно враждующими и ненавидящими русских и Россию. Все это вредно действует на весь славянский элемент Западной и Восточной Европы и в будущем принесет много хлопот и вреда для России, а для самих поляков уничтожение их национальности и языка и польской земли, по развитию в ней немецкого элемента все отойдет к Германии»3.

Далее он дает развернутый план решения «польского вопроса» : «1. Предоставить самим полякам Польши стремиться к сближению и единению их с русскими. Для этого необходимо образовать в Привислинском крае славяно-польское православие и предоставить ему средства вытеснения из польского элемента чуждого и непонятного латинского католичества. Книги церковные и гражданские для православных поляков должны быть, как и письменность, не из латинских букв, а из букв русского алфавита.

2. Обеспечить быт православного духовенства в крае так, чтобы священники не нуждались и не делали дополнительных поборов.

3. Православные церкви ни по внешнему виду, ни по внутреннему убранству не должны отличаться от католических костелов. В результате католики будут легко переходить в православие.

4. Развивать миссионерскую деятельность в православном духовенстве. За что награждать священников за распространение православия в крае.

5. Открыть для православных поляков в г. Варшаве два органа периодической печати на польском языке с русскими печатными буквами.

6. В низших и средних учебных заведениях необходимо разрешить первоначальное преподавание польского языка по два урока в неделю обязательно для поляков православных и католиков. Учебники польские должны быть отпечатаны русскими буквами печати и преподаваться по тем же русским буквам. Все польские учебники, отпечатанные латинскими буквами, изъять из печати.

7. Государственное делопроизводство, переписки духовных консисторий, метрические свидетельства должны производиться на государственном русском языке.

8. Римско-католическим ксендзам ни под каким видом и предлогом не разрешать переводить богослужение по костелам из латинского в польский язык. Латинский язык чужд славянскому пле-

3 РГИА. Ф. 821. Оп. 150. Д. 103. Л. 43.

216

мени и непонятен польскому народу, а если вместо него разовьется польский язык, то переход в православие народа затормозится. В костелах северо-западных и юго-западных губерний не следует допускать русского языка, т. к., по мысли Каткова, русские крестьяне, которые ходят в польские костелы там, будут делать это чаще и их легче будет обдурить ксендзам.

9. За противодействие к распространению православия ксендзов штрафовать.

10. Правительство должно отдавать предпочтение православному польскому элементу перед католическим, но без стеснения и принуждений.

11. Государственный крестьянский банк должен скупить все продаваемые помещиками имения и заселять на них русских православных переселенцев.

12. Порочных лиц с семейством (конокрады, воры, поджигатели) ссылать в губернии Великороссии, а на их место водворять православных4.

Н. Ковалевский называет следующие причины российских трудностей в Польше, предлагая свои меры к их разрешению. Он пишет: «Причина тяжелого положения землевладельцев в Польше после восстания 1863 г. кроется в непомерных долгах, сделанных в большей части для поддержания восстания и бегства за границу нежелавших явно принимать участие в нем. Опыт 1863 г. дорого стоил полякам и не прошел совершенно бесследно: они кое-чему научились и пришли к убеждению, что Европа им не поможет в их затеях. Мечтательность вообще присуща полякам, и чем выше стоит поляк-шляхтич (вообще сюртучник) в умственном и материальном отношении, тем мечтательность его увеличивается. К их полной характеристике следует добавить, что они также замечательно дисциплинированы, почему у них так легко устанавливается и разносится во все концы общественное мнение, нужное для вожаков. Неоказание защиты гонимым за русский дух очень дурно отражается на мыслящем латинском клире. Главным врагом России является не полонизм, а именно католицизм, дающий тон всей польской стране. Без него идеи независимой Польши будут занимать умы только высшей польской аристократии. Можно фактами заставить признать пользу и разумность распоряжений правительства и тем самым поселить уважение к русским. Хотя особых сим-

4 РГИА. Ф.821. Оп. 150. Д. 103. Л.43 об., 44, 44 об., 45, 45 об., 46.

217

патий и любви поляков этим и не приобретешь, но самый факт уважения, условливаемый беспристрастными и честными действиями русских властей на пользу общества, был бы залогом сдержанности польских агитаторов и отчасти служил бы отрезвляющим и воспитательным средством.

Правительство должно озаботиться, чтобы удержать в народе Польши ту благодарность и веру, которые он чувствует к русским за оказанные ему благодеяния, а равно влиять на интеллигентные классы отрезвляющим образом. Цель эта может быть достигнута при следующих мероприятиях: 1) увеличить число православно-русских землевладельцев, которые действительно проживали бы в своих имениях и вели бы свое хозяйство; 2) покровительство всякому русскому предприятию, склонному к распространению в польских обществах исторических познаний о себе и католической вере; 3) облегчение перехода фольварковых земель в руки крестьян для разделения на мелкие участки; 4) реформа католических семинарий; 5) действительная защита и награждение орденами тех ксендзов, которые оказывают какую-либо услугу органам правительственной власти; 6) ограничение пожалований придворными титулами польских помещиков; 7) уменьшение, по мере возможности, чиновничьего персонала вообще, а польского в особенности. При реформе католических семинарий обратить серьезное внимание на усиление преподавания догматического богословия и всеобщей истории; прибавить как особые курсы историю Польши и историю распространения и утверждения католичества в Польше и его влияния на судьбы польского государства и польского народа. Кроме школы воспитательное значение имеет отношение к народу чиновников, в которых народ видит агентов православия. Особенно чиновники административного и судебного ведомства — так как они чаще всего сталкиваются с народом. Административные должности переполнены поляками, которые часто сознательно стараются вызвать в народе неудовольствие»5.

В итоге политика, которую проводило российское правительство в Польше после восстания 1863-1864 гг., во многом было созвучно духу записок. Таким образом, делая вывод из всего вышеизложенного, следует сказать, что к обсуждению судьбы Польши проявило интерес, прежде всего, население Западного края, как ближайшие

5 РГИА. Ф.821. Оп. 150. Д. 103. Л.47, 47 об., 50, 50 об., 53, 54 об., 55, 55 об., 56, 65 об., 77.

218

соседи региона. Главная их идея состояла в следующих положениях: оторвать поляков от католического влияния, которое всецело враждебно России и ее интересам, так как подталкивает поляков-славян к немецкому влиянию и будущему поглощению Германией. В качестве мер предлагалось ввести в Привислинском крае славяно-польское православие, ведущее богослужение на книгах, основанных на русском алфавите. Богослужение проводить в православных храмах, которые по внешнему виду и убранству не должны отличаться от католических, постепенно переводить все делопроизводство в крае на русский язык. Среди наиболее часто встречающихся можно выделить и проблемы заселения польского края православными землевладельцами, которые помогут укрепить основы православия в крайне западных землях Российской империи. Провести реформу католических семинарий, где усилить преподавание догматического богословия и всеобщей истории. Особое место уделив истории Польши, распространению и утверждению там католичества и его влиянию на судьбу польского государства и польского народа.

Заслуженный профессор университета святого Владимира в Киеве Н. К. Ренненкампф отмечал: «Польша к периоду разделов представляла не мир, а непрерывные волнения, политическую анархию, которая держала всех соседей в вечной тревоге. Австрия и Пруссия (особенно) руководствовались при разделах Польши самозащитой и желанием увеличить свои владения за счет слабого соседа. Россия имела особые исторические счеты и задачи. В отношении Московского государства она вела наступательную политику и овладела чисто русскими областями. При численном превосходстве русского населения в Юго-Западном и западном крае и их искреннем желании освободиться от власти шляхты и католичества Россия просто воспользовалась благоприятными обстоятельствами для присоединения этих территорий»6.

Говоря о жестких мерах российской власти после подавления восстания 1863-1864 гг., Н. К. Ренненкампф отмечает: «Меры правительства имеют характер ограждения и защиты темного, бедного русского крестьянства от слабого числом, но богатого и культурного дворянства и духовенства, изощренного в мерах влияния и пропаганды... Католические монастыри и костелы, устроенные

6 Ренненкампф Н. К. Польский и еврейский вопросы (открытые письма Б.Н. Чичерину). Киев, 1898. С. 14-15, 19.

219

среди преобладающего русского православного населения, имели характер передовых бастионов пропаганды и во всех случаях служили опорными пунктами для волнений и враждебных мероприятий. В подобном положении каждое правительство сочтет себя обязанным заботиться об ослаблении недружественных чуждых элементов. Первые шаги к дружелюбию должны быть сделаны всегда господствующей, сильнейшей народностью...

Во время восстания поляки обнаружили католический фанатизм, национальную враждебность, жажду господства и эксплуатации низшего русского населения. Поляки считали себя свободными относительно своих русских друзей от общепризнанных условий правды и взаимности: уводили в банды 12-16-летних мальчиков... Католическому духовенству следует оградить свое призвание религиозными задачами, утвердиться в духе терпимости и отказаться от наступательного направления»7. Как основные Н. К. Ренненкампф выделяет следующие свои два итоговых вывода: «1. Поляки должны не только научиться управлять, но и подчиняться... 2. Польское общество не научилось уважать права других своих соплеменников»8.

Эффективность принятых суровых и ограничительных мер в отношении католического духовенства была проанализирована князем H. Н. Голицыным — одним из высокопоставленных чиновников департамента духовных дел иностранных исповеданий. Его направило в польские земли в 1881 г. руководство МВД с целью изучить политическую ситуацию в крае и возможность новых выступлений поляков против российской власти.

В июле 1881 г. он составил аналитическую записку о политическом положении Царства Польского. Основное внимание автор уделил следующим моментам. Он пишет: «Две черты характеризуют нашу политику после восстания 1863-1864 гг. в Царстве Польском: карательная суровость и полное недоверие полякам. Покойный князь Черкасский подчеркивал в 1865 г., что реформ, которые мы проводим в Царстве Польском, хватит на 20-30 лет до нового восстания. Мы опасались будущего восстания и старались ослабить административными мерами внутреннюю силу полонизма. Парадокс: восстание немыслимо, но никогда еще сила полонизма не была так сильна внутренне.

7 Там же. С. 29-30, 36-37, 41.

8 Там же. С. 21, 24-25.

220

Поляки прекрасно понимают всю невозможность для них рассчитывать на чью-либо помощь, а свое избавление ожидают только от будущих политических осложнений (Он называет это качество «польской мечтательной национальностью». — Прим. автора). Один из принципов жизни поляков: надо избегать всякого слияния и общения с чем-либо русским. Держаться на почве строго религиозного союза с католической церковью. Непримиримая ненависть к общему врагу — России. Это основные положения программы «политики органической деятельности». Наша сила и влияние в Царстве Польском весьма слабы. Русский элемент в крае находится в весьма незавидном положении, ощущается явный недостаток в интеллигентных представителях, а состоит он из мелких чиновников, облеченных исполнительными обязанностями... и по назначению своему они не могут быть симпатичны польскому обществу и не могут с ним единиться ... Последние внутренние события в Российской империи (убийство императора) поколебали тот небольшой престиж, который имели русские. Мы среди поляков внутренне слабее их и не чувствуем под ногами почвы. При Екатерине II и Александре I мы имели в Польше русскую, т.е. ориентирующуюся на Россию, партию, теперь же ее нет. В итоге в случае столкновения с какой-либо из соседних держав мы вовсе не найдем себе сторонников между поляками и все встанут против нас. (Современное положение России в Польше он обозначает терминами: «Суздальский пошиб и шовинизм». — Прим. автора). Необходимо сделать шаг к сближению с поляками, начать систему смягчения и политику применения к обстоятельствам»9.

Приводя в пример Австрию и Германию, H. Н. Голицын пишет: «Австрия не только ласкает поляков, но именно как бы умышленно их "балует": 1) возобновляются за казенный счет епископские дворцы и королевские замки; 2) патронируются всякие годовщины; 3) организуются приемы в национальных костюмах; 4) австрийским министром финансов назначен поляк (профессор политэкономии в Кракове — Дунаевский [один из самых плохих]); 5) войска, возвращающиеся с учений, громко поют революционные и польские национальные песни; 6) политические и конституционные вольности: представительства в рейхсрате, сейме, свобода печати. Все это производит на поляков сильное впечатление.

9 РГИА. Ф. 1270. Oп. 1. Д. 1485. Л. 1, 4, 5, 6 об., 7, 8, 8об., 9, 10, 10 об., 11, 11 об., 12 об., 18 об.

221

Но с другой стороны, в целом хорошее экономическое состояние Царства Польского возбуждало жгучую зависть галичан и познанцев. Что больше всего поляки мечтают получить от Царства Польского: язык и религию. По религии просят преподавать католический катехизис в учебных заведениях и уменьшение русского языка в религиозных католических делах. По языку: оскорбительно полякам обязательное введение русского языка в официальное делопроизводство и в школы. Поляки видят в этом желание ослабить их национальность и постепенно обезличить и упразднить ее. Если Бисмарк проводит политику онемечения познанской Польши, то у нас не было объявлено о программе упразднения польской национальности или "русификации". Здравомыслящие поляки понимают, что работу и заработок им не найти на Западе ввиду сильной скученности населения и у них единственный путь — на Восток, в Россию. Для смягчения положения с русским языком могут быть приняты следующие меры: 1) преподавание Закона Божьего для учеников-католиков во всех учебных заведениях; 2) оставление польского языка для элементарной школы; 3) оставление католического календаря для школы; 4) разрешение преподавания польского языка и литературы для школ и вузов; 5) основание кафедры истории польской литературы в университете. Вопрос о примирении польской национальности с русской разрабатывать, т. к. для поляков единственным якорем спасения представляется союз с Россией. Это выгодно и для России, т. к. тогда упразднился бы вековой кошмар польского вопроса. У поляков выработано образцовое единство общности действий и целей у всех категорий населения.

1. Дворянство на протяжении всей польской истории играло главенствующую роль.

2. Духовенство — не представляет собой прежней силы, по своему личному составу значительно обновилось, и тип прежнего ксендза—упорного, грубого и большей частью невежественного — постепенно исчез. Разрыв с папской курией принес в этом отношении тоже известную долю пользы, упразднил бы римские интриги и их слишком большое влияние. В среде духовенства трудно встретить лиц, желающих примирения с Россией, но и нет таких, которые благословили новое восстание. Однако влияние духовенства на семейную жизнь и на польскую женщину осталось прежним. Несколько ослабло влияние духовенства в среднем классе дворянства.

3. Польская интеллигенция. Печать дальней эмиграции 1830-1840-х гг., преимущественно из Франции, смолкла. Печать Гали-

222

ции пользуется полной свободой слова и служит одним из самых возбуждающих элементов в деле ненависти поляков к России. Варшавская печать проникнута самовосхвалением и рабским поклонением всему национально-польскому до пределов карикатурного — «горделивое умопомешательство». В последние годы заметен упадок чистой науки между польскими учеными.

4. Учащаяся молодежь. Она лучше отцов, менее фанатична, политически и религиозно мягче, ближе сходится с русскими (возможно, вследствие знания русского языка). Среди польской молодежи нет политических кружков, заговоров и тайных обществ, что ранее являлось органическим недугом польского юношества.

5. Городское мещанство и крестьянское сословие. Характерные черты польского крестьянина: непонимание политических мечтаний, постоянное домоседство, консервативная пассивность, патриотизм, не выходящий за пределы своей деревни, отсутствие миграций, колонизации, дальних путешествий для заработков. Поляки постоянно борются с двумя элементами: германской колонизацией и еврейством. Германская колонизация в Царстве Польском растет вследствие дешевизны русских денег, а это дает возможность покупать земли. Еврейский элемент, размножение которого, сила и влияние развиваются с гораздо большей быстротой, чем элемент немецкий. Особенно усилились евреи в Варшаве, где они устроились по образцу европейской столицы: давно проникли в высшие круги общества, имеют свою прессу, огромное влияние, новую хоральную синагогу. Самый обыденный еврейский порок — ростовщичество — дошел в Варшаве до размеров, прежде не слыханных: 20% в месяц, но распространены они исключительно в городских поселках и, поэтому, деревня освобождена от этой язвы. Питейные заведения и питейный промысел в Царстве Польском, согласно закону, остается исключительно в руках христианского населения. Это значит, что еврейская сила в деревне и порабощение крестьянства начинается всегда с этого исходного пункта. Поляки Моисеева закона будут всегда дружны с революцией, в те минуты, когда она имеет шансы на успех, и вместе с тем будут служить лазутчиками для русских войск и играть роль верноподданных.

В Царстве Польском, впервые после 1864 г., стали распространяться сведения о России. В целом край спокоен, трудится и богатеет. Упрочению мирного положения вещей мешает та система кары, холодной объективности, воздаяние, недоверие и презрение,

223

которым мы до сих пор там следуем. Надо исходить из аксиомы, что "мы никогда не сделаем из поляка русского"»10.

В октябре 1881 г. князь H. Н. Голицын дополняет свою записку приложением: «О политическом настроении населения Царства Польского». Он пишет: «Основная забота поляков — сохранить и укрепить свою национальность и с этим запасом внутренней силы быть готовыми для встречи будущего. Восточная война не вызвала к себе сочувствия большинства польского общества. Два года назад в газетах Царства Польского нельзя было найти никаких известий из Петербурга. Поляков не занимает вопрос территориальный, а только вопрос о сохранении, развитии и укреплении собственной народности. Духовенство представляется одним из наиболее спокойных сословий края. К сожалению, наше правительство не пользуется мирным периодом отношений в Царстве Польском для выработки окончательного, нормального положения вещей в крае, т. к. в теперешней системе многое носит характер суровости, чего-то временного и исключительного ... в будущем мы будем об этом сожалеть, к тому же сумма враждебных элементов в крае доведена до такого минимума, которого Россия еще никогда не видела в течение столетних отношений своих и Царства Польского»11.

В итоге он делает вывод, что спокойствие в польском крае сохраняется лишь потому, что поляки понимают невозможность освободиться от российской власти самостоятельно, а ожидать помощи извне в тот период не представлялось возможным. Фактически Россия в период после восстания 1863-1864 гг. не имела поддержки внутри польского общества, и в случае любого международного вооруженного конфликта поляки выступят на стороне противника. Основное их требование к России: сохранение польского языка и католичества. Польское духовенство им характеризовалось как не имеющее уже прежней силы, но в его среде практически не встречаются люди, которые желали бы примирения с Россией, но они пока не способны организовать и возглавить новое восстание12.

Единственной мерой, которая стала бы действенной по отношению к населению самой западной российской территории, он считал необходимость добиться такого положения, при котором поляки

10 РГИА. Ф. 1270. Oп. 1. Д. 1485. Л. 19 об., 20, 21, 21 об., 24 об., 25 об., 26, 26 об., 27 об., 28 об., 28 об., 30, 30 об., 33, 34об., 35 об., 38, 42 об., 43 об., 44, 44 об., 45 об., 46, 49, 50, 50об., 52, 52 об., 60, 62, 62 об , 65, 66, 66 об., 67, 67 об., 68, 68 об., 69.

11 Там же. Л. 76 об., 78 об., 81, 84, 86 об., 87, 87 об., 88.

12 РГИА. Ф. 1270. Oп. 1. Д. 1485. Л.43 об.-44.

224

ошущали бы, что могут остаться отдельной национальностью только в составе Российской империи, так как о независимом польском государстве в тот период не могло быть и речи. В качестве аргумента проводились положения о политике онемечивания западных частей Польши, которые находились под управлением Германии, а также более успешное экономическое развитие русской части Польши по сравнению с австрийской13. Эта записка была направлена в комитет по делам Царства Польского, где рассматривались управление Польшей после восстания 1863-1864 гг. и дела по вопросам вероисповедания в крае. Она была использована для выработки политики российской власти в Польше.

Много места в этот период занимал вопрос о преподавании закона божьего для католиков. Преподавание его было сосредоточено в руках ксендзов, которые занимали крайне враждебную позицию по отношению к России и выказывали нежелание преподавать его на русском языке. Периодически в Варшаве распространялись воззвания на польском языке, где ксендзы призывались к отказу от преподавания закона божьего на русском языке14. В итоге Комитет министров от 18 марта 1892 г. принял следующее решение по данному вопросу: «1) должности законоучителей в сельских католических начальных училищах должны занимать в Царстве Польском приходские священники. Их кандидатуры должны отправляться на согласование с губернским начальством. Если по ним есть разногласия, то отправляют на решение Варшавского генерал-губернатора; 2) только лица католического исповедания могут вести католический Закон Божий»15.

В 1891 г. папа Лев XIII ввел новое понятие: «католический социализм». Оно включало в себя следующее: «влияние на рабочих путем улучшения их материального положения. Создание рабочих союзов и рабочих законодательств для сглаживания противоречия богатства и бедности. «Католический социализм» не есть социалистические партии, которые занимаются террором. «Католические социалисты» направляют свою деятельность на устройство в Варшаве союза христианских рабочих, устройство лекций для привлечения в свои ряды рабочих. Участие римско-католического духовенства в националистическом движении проявляется в произнесении проповедей на политические темы, бойкотировании государ-

13 РГИА. Ф. 1270. Oп. 1. Д. 1485. Л. 19 об., 33.

14 РГИА. Ф. 821. Оп. 2. Д. 110. Л. 19 об, 63 об-65.

15 РГИА. Ф. 821. Оп. 2. Д 110. Л. 23 об.

225

ственного языка. Католическое духовенство приступило к организации кружков и обществ на христианско-социалистических началах с сильной национально-польской окраской не только в губерниях Привислинского края, но и западных губерниях империи с целью ополячивания католического духовенства»16.

В итоге идеи «католического социализма» объединили римско-католическое духовенство и основную часть польского населения в активном противостоянии российскому влиянию в регионе. Особенно ярко это проявилось в событиях революционной смуты 1905-1907 гг., когда российским властям с трудом удалось удержать ситуацию под контролем.

Еще одним новым явлением в Западном крае на рубеже XIX-XX вв. стало проявление литовского национализма. Российская власть сразу же воспользовалась этим и поставила цель: пробудить к сознательной жизни в Западном крае литовскую и белорусскую народности и помочь их здоровому росту. В аналитических записках Департамента духовных дел иностранных исповеданий на рубеже XIX-XX вв. подобное явление рассматривается следующим образом: «польское духовенство превращает римскую церковь в надежное орудие полонизации и синоним польской народности. Цель России — располячивание западной церкви в северо-западном крае. Литовское население тысячами подписей папе засвидетельствовало свой протест против полонизации. Необходимо при выборе на кафедру Виленского епископа остановить свой взор на одном из ксендзов литовской народности при условии его лояльности. Правительство также должно всеми культурными мерами пробудить сознание в Белоруссии и сохранить белорусов для восприятия русской культуры.

В Белоруссии 72% земли принадлежит белорусам. Поэтому необходимо вводить дополнительное богослужение на белорусском языке в римско-католических приходах с белорусским населением, а также пробуждать творческие силы белорусского племени путем открытия на местах низших школ с преподаванием белорусского языка и воспитания патриотически настроенных священнослужителей из числа белорусов. Необходимо предусмотреть меры по облегчению крестьянскому белорусскому населению приобретать земли через развитие сети экономических потребительских обществ и издания дешевых народных книжек на белорусском языке.

16 РГИА. Ф. 821. Оп. 2. Д. 110 Л. 76-77, 84.

226

В Вильно в 1906 г. возникли общества "Северо-Западное Русское вече" и "Крестьянин". Цель — охрана белорусского народа от напора полонизма.

Борьбу надо вести не с польским элементом, а с римско-католическим духовенством. При организации самоуправления дать преобладание белорусским крестьянам перед горожанами и поляками — владельцами земли.

Польские культурные круги издали белорусский букварь на латино-польском языке и готовятся открыть в Вильно белорусскую народную газету на этом же шрифте»17. В годы революционной смуты 1905-1907 гг. начались открытые столкновения поляков и литовцев. Так, администратор Сейнской епархии римско-католической церкви в российской Польше осенью 1906 г. направил письмо в Департамент духовных дел иностранных исповеданий, где указал: «12 сентября 1906 г. в г. Кальварии этой епархии произошло столкновение верующих поляков и литовцев, так как поляки препятствовали богослужению на литовском языке. Хотя из 11875 верующих поляков только 400... ». 26 октября 1906 г. утвердили «Союз для восстановления прав литовского языка в римско-католической церкви в Литве» (утвержден министром МВД Российской империи 16 августа 1907 г.). По нему следовало для смешанных римско-католических приходов из поляков и литовцев составить новый устав службы в костелах: с 5.00 до 8.30 — богослужение на польском языке; с 9.00 до 14.30 — на литовском языке»18. Было разрешено также отдельное паломничество в Рим для литовцев, которым российские власти стали оказывать помощь в приобретении загранпаспортов. Цель — показать папе римскому, что поляки и литовцы — не одно и то же19.

Таким образом, основная цель поддержания литовского национализма и белорусской народности — в отделении их от поляков и ослаблении польского давления на территории Западного края.

К началу XX в. в аналитических записках, направленных из западных регионов, в МВД увидел новую опасность для российских интересов в польских землях: резко усилившийся приток немцев в российскую часть Польши. В общий отдел МВД в марте 1900 г. поступил запрос министра финансов С. Ю. Витте на имя министра внутренних дел Д. С. Сипягина о том, кого считать лицом «русско-

17 РГИА. Ф. 821. Оп. 2. Д. 73. Л.45 об-48.

18 Там же. Л. 74, 80, 123.

19 Новое время. 1908. 24 августа.

227

го происхождения» в губерниях Царства Польского и Западного края и, следовательно, кто должен пользоваться преимуществами по службе. Они [т. е. поляки ] захватывали в свои руки фабрично-заводскую промышленность, приобретали в собственность крупные земельные участки и пользовались в связи с этим значительным влиянием на крайне западных русских землях. МВД выдвинуло условие — при создании фабрик и заводов иметь администрацию исключительно из русских20.

Анализируя экономическое и финансовое положение Польши к началу XX в., профессор В. В. Есипов, член международного статистического института, главный редактор «Варшавского статистического комитета для 10 губерний Царства Польского», отмечал: «государственные расходы в Привислинском крае превышают доходы на 7-14%. Рост экономики Польши дает большое присутствие здесь войска, так как есть массовый спрос на продукты по высоким ценам... Российские губернии Империи являются для польской промышленности огромным рынком сбыта. Польскую промышленность оградили от иностранной конкуренции высокими пошлинами. Во многом поэтому германские промышленники перевели свои капиталы в предприятия российской Польши... Современный русский характер таков, что они сами всегда готовы ассимилироваться с теми инородцами, среди которых живут и действуют...

Знание русского языка требуется только для права государственной службы, а не для русификации. Все народное образование в крае находится в руках у поляков. Русские власти всегда боялись обидеть или задеть самолюбие поляков. Вместе с тем:

1. Русского театра в Варшаве нет, а русское правительство дает постоянные субсидии польским просветительным учреждениям и национальному польскому театру.

2. Памятников русским деятелям в Царстве Польском, кроме памятника И. Ф. Паскевичу, нет, но на главной улице Варшавы есть памятник А. Мицкевичу, который призывал союзников в Крымскую войну к расчленению России.

3. Часть польского населения ликовала по поводу наших поражений в войне с Японией.

4. За время революционной смуты только в Царстве Польском за 1906 г. убито представителей полиции и жандармерии 179 человек — по 15 человек за месяц.

20 РГИА. Ф. 1284. Оп. 190. Д. 85. Л. 6.

228

5. Поляки составляют только 0,9% населения внутренних губерний России, но занимают много должностей (особенно на железных дорогах). Русских в Привислинском крае — 6,3%, и они не получили каких-либо должностей»21.

В самом начале XX в. резко увеличилось число запросов римско-католического духовенства Российской империи с ходатайствами по изменению порядка управления католической церковью в России. Все они были направлены в МВД и рассматривались в департаменте духовных дел иностранных исповеданий. Анализ этих данных позволяет разделить все запросы на две категории: отвергнутые и принятые верховной властью. Приняты были следующие ходатайства: предоставление епископам разрешающего права на постройку и починку костелов, устройство кладбищ, сбор пожертвований, постановку крестов и статуй при дорогах, в полях и лесах без сношений с православным ведомством и МВД. Закрепление только за могилевским митрополитом исключительного права попечительства над католическими духовными заведениями: духовной академией и семинариями. Сюда включалось право рассмотрения программ русских предметов, направление за границу за казенный счет наиболее способных воспитанников, освобождение от контроля со стороны губернаторов документов, которые поступают в католические учебные заведения, право епископам назначать и увольнять семинарское начальство и профессоров без предварительного согласования с гражданской властью с уведомлением ее о каждом увольнении и назначении, принимать в семинарии любое число воспитанников и самим судить об их образовательном цензе, признание за членами педагогического совета — не католиками лишь — возможности пассивного испытания по Закону Божьему и введение католического богословия в вузах22.

Руководство департамента духовных дел иностранных исповеданий не вычеркнуло также требований оградить католическое богослужение и духовное образование от чрезмерного применения русского языка23.

Однако те положения, которые касались принципиальных моментов в отношении католической церкви с Римом и Российским государством, остались не удовлетворенными властью (были вы-

21 Есипов В. В. Автономия Польши с точки зрения финансовых, экономических и других интересов России. Варшава, 1907. С. 5, 11, 15, 22-24, 28-29, 33.

22 РГИА. Ф.821. Оп. 151. Д. 124. Л. 9-12.

23 Там же. Л. 12 об., 18, 20 об.

229

черкнуты из списка ходатайств). К числу таких относились упрощение порядка сношения с римской курией, предоставление епископам права непосредственного сношения с Римом, право беспрепятственного принятия в церковь новых прихожан-католиков, совершение крестных ходов вне костелов, самостоятельное принятие решений относительно смешанных браков, назначение на должности епископом без согласования с гражданской властью, а лишь ее уведомление о каждом назначении24. Отвергались также ходатайства о возможности гражданской администрации увольнять духовных лиц и подвергать их уголовной ответственности (католическим духовенством предложено было делать это через смешанные суды, а в случае принятия решения об уголовной ответственности или же отклонения назначения духовного лица указывать их мотивы)25. Не удовлетворенными остались и ходатайства о выдаче загранпаспортов духовенству без согласия МВД26.

Ограничительные меры в отношении распространения католичества в Российской империи отразил и строительный устав (статья 676), в котором строительство неправославных церквей разрешалось только через подачу просьбы в губернское правление, а затем в МВД и его Департамент духовных дел иностранных исповеданий, которые должны были вынести вердикт по каждому отдельному случаю27. Тем не менее такое положение не стало препятствием для строительства и открытия католической каплицы в фактическом центре православия— Владимире в 1891-1892 гг. Согласие на возведение католической каплицы дал министр внутренних дел, статс-секретарь И. Н. Дурново, но с условием, что средства на ее возведение будут собираться только местными католиками без привлечения финансов извне. Такая сумма в количестве 14 тысяч руб. была собрана, а сама каплица приписана к нижегородской римско-католической церкви28.

24 РГИА. Ф.821. Оп. 151. Д. 124. Л. 1об., Зоб., 5 об.

25 РГИА. Ф. 821. Оп. 151. Д. 124. Л. 5 об.

26 РГИА. Ф.821. Оп. 151. Д. 124. Л.7 об.

27 Свод законов Российской империи. T. XII. Ч. 4. Кн. П. Свод Уставов Строительных. СПб., 1836. С. 138. (Впоследствии эти положения продублировал строительный устав 1900 г.)

28 РГИА. Ф. 826. Oп. 1. Д. 990. Л. 2, 6, 13. На должность священника здесь был назначен могилевским архиепископом викарный Орловской церкви Иосиф Писанко, который, вопреки запрету МВД, стал издавать листовки, призывающие к сбору средств на постройку римско-католической каплицы во Владимире. За эту деятельность, по представлению Департамента духовных дел иностран-

230

В связи с дестабилизацией обстановки в стране в начале XX в. и последовавшей за ней революцией 1905-1907 гг. резко возросло давление на верховную власть, в том числе и со стороны людей, которые выступали за религиозную свободу. Руководство страны получало тревожные донесения из западных районов страны, где указывалось на резкую активизацию антироссийских настроений в католической среде, которую возбуждало духовенство29.

В итоге российское руководство пошло на издание Именного Высочайшего указа от 17 апреля 1905 г. «Об укреплении начал веротерпимости». Главные его положения заключались в том, что отпадение от православной веры в другие христианские исповедания или вероучения не подлежит преследованию и не должно повлечь за собой каких-либо невыгодных в отношении личных или гражданских прав последствий. Оговаривалось также и преподавание закона Божьего на природном языке учащихся и только духовными лицами соответствующего исповедания30.

В отношении к римско-католическому исповеданию — пересматривалось право на строительство костелов. Теперь для их открытия требовалось только согласие духовного католического начальства, наличие необходимых денежных средств и соблюдение технических требований строительного устава31. Прекращалась практика обязательного закрытия римско-католических монастырей в губерниях Царства Польского. Римско-католическое духовенство ставило также задачу добиваться от императора отмены закона о проверочных испытаниях по русскому языку для католического духовенства и о разрешении католическим духовным и светским лицам основывать церковные общества и проводить новые наборы новициев (послушников) в римско-католические монастыри32. Так начиналась принципиально новая эпоха в отношениях между властью и католиками в России.

Таким образом, подводя итоги рассмотрению деятельности правительства в Российской империи в отношении подданных-католиков следует отметить, что главной задачей российской власти на-

ных исповеданий, он получил выговор от могилевского архиепископа (там же, Л. 35-35 об.).

29 РГИА. Ф. 1284. Оп. 190. Д. 85; Ф.821. Оп.2. Д. 235; Ф.821. Оп. 10. Д. 180 и др.

30 ПСЗ III. Т XXV. СПб., 1908. С. 257-258.

31 Там же. С. 261.

32 Там же. С. 261-262.

231

чиная с конца XVIII в. была идея создания собственной католической церкви в России, полностью независимой от римского престола. Такая позиция руководства страны находит понимание, если исходить из защиты государственных интересов России. К этому следует добавить в целом враждебную позицию римского католического руководства к православию, олицетворением которого служила Российская империя. Высшим католическим руководством в Риме в XIX в. православие рассматривалось как раскол, который следует рано или поздно устранить и вернуть заблудших в единую христианскую семью, воплощением которой служил католицизм. Поддержка униатов (греко-католиков) была стержнем этой политики.

Со своей стороны, российское руководство стремилось оторвать католиков своей страны от Рима, обоснованно видя в них «пятую колонну» в Западном крае. Однако посягательств на свободу вероисповедания католиков России руководство Империи не предпринимало. Ограничения касались лишь вопросов распространения католической веры на православное население. Создание собственной российской католической церкви решало две задачи: сохранение свободы вероисповедания католиков в православной стране и защита государственных интересов России. Для XIX в. такая позиция представлялась наиболее здравомыслящей. Сравнение положения с религиозными свободами в других странах в то же время позволяет говорить о принятии правительствами государств целого пакета мер по поддержанию именно титульной религии.

С апреля 1905 г. правительство России изменило свой курс по отношению к российским католикам — пошло на фактическое уравнение положения католической и православной церкви. Однако это привело не к замирению, а к еще большему обострению отношений между католической церковью в России и государством, выявив очевидное: римско-католическое духовенство Западного края всегда стояло на позиции своей полной независимости от российской власти.