3.3. Положение иудеев в Российской империи

После окончания Крымской войны и начала периода великих реформ социально-экономические условия проживания иудеев в Российской империи были следующими: жизнью иудейских обществ уже не заправлял кагал, который официально был ликвидирован в 1844 г. Однако вместо него большая роль в жизни евреев-иудаистов стала принадлежать божничьим дозорам. Фактически они выполняли функцию кагалов и удерживали иудейские массы западных регионов России в изоляции от остального населения.

К середине XIX в. в Российской империи существовали ограничения по девяти позициям в законах об иудеях: законы, касающиеся веры и внешних проявлений религиозной жизни иудеев; законы, ограничивающие личные права иудеев, прежде всего право жительства и передвижения; ограничение имущественных прав (право приобретения и арендования земель, содержания оброчных статей и покупки казенных движимых имуществ); ограничение прав по земледелию, торговле, промышленности, ремеслам, а также их подряда и поставки; ограничение прав по государственной и общественной службе; обучение иудейских детей правилам их вероисповедания и образование юношества; ограничение прав по воинской повинности и военной службе; особые для иудеев наказания и особые сборы83.

83 РГИА. Ф. 821. Оп. 150. Д. 370. Л. 84.

189

Российское законодательство этого времени разделяло население Российской империи на три главные категории: природные обыватели, инородцы и иностранцы, пребывающие в Империи. Иудеи относились к инородцам. Уложение о наказаниях 1866 г. определило еврейскую веру — иудаизм как лжеучение. Поэтому переход в иудаизм рассматривался как уголовное преступление84. В связи с этим похищение и осквернение иудейских святынь, принадлежностей богослужения и утвари синагоги не признавались святотатством85. Переходящие в христианскую веру иудеи получали пособие от 15 до 30 руб., а дети — половину этой суммы. По судебным делам иудеев, принявших христианство, евреи-иудаисты в качестве свидетелей не допускались86.

Одним из основных в 60-70-е годы XIX в. оставался вопрос об экономическом устройстве жизни российских евреев-иудаистов в западных регионах страны. Задачами власти было привлечение иудеев к производительному труду - земледелию и ремеслу, т.е. к тем занятиям, которые воспринимались и поощрялись местным населением. Власти страны связывали ассимиляцию иудеев с занятием ими теми же видами хозяйственной деятельности, что и коренные жители. Для поощрения к подобной деятельности евреев-иудаистов вводились всевозможные экономические льготы.

Однако занятие земледелием слабо приживалось в среде иудейского населения. Хозяйственный департамент МВД в конце 50-х годов XIX в. проанализировал ситуацию на местах через опрос губернаторов «черты постоянной еврейской оседлости». В итоге в качестве основных негативных причин назывались следующие. Во-первых, большое число дней в году у иудеев, запрещалась любая работа: десятидневное празднование Пасхи (пейсаха) и семидневное сидение на земле как горевание по умершим, каждонедельные субботы (которые требовали еще и издержек на праздничную пищу от 60 коп. до 2 руб. серебром на день)87. Отсутствие заинтересованности в земледельческом труде объяснялось и историческими особенностями: нежеланием обрабатывать чужую землю в отсутствие родины и гонениями на чужбине. Это положение подтверждают мнения самих иудеев. Так, хозяйственный департамент МВД создал в январе 1858 г. специальную комиссию, задачей которой яв-

84 Уложение о наказаниях. Ст. 936. СПб., 1866.

85 Там же. Ст. 215-235.

86 Уложение о наказаниях. T. XV. Ч.2. Ст. 330. СПб., 1876.

87 РГИА. Ф. 821 Оп. 8. Д. 501. Л. 1-3.

190

лялось выяснение причин слабого развития земледелия у иудеев в России. В ее состав включили и ученых иудеев. Мнение одного из них, Гуровича: «отвлечению евреев от земледельческих занятий способствовала жизнь евреев как странников или скитальцев в Средние века вследствие притеснений». Данное мнение разделили в той или иной степени другие ученые иудеи комиссии — Надиевский, Зельцер, Берлин, — но добавляли к нему талмудическое объяснение подобных явлений88.

Положение с иудейским земледелием в районе «черты постоянной оседлости» скрупулезно проследила Волынская комиссия по «еврейскому вопросу» после обобщения донесений мировых посредников, которые в свою очередь анализировали записки с заданной темой «об отношении коренного населения к евреям». Все донесения датируются 1881 г., печально знаменитым многочисленными еврейскими погромами в малороссийских губерниях. В них говорится о предшествующем периоде 60-70-х годов XIX в. Интересны записки об участии иудеев в сельскохозяйственном производстве Волынской губернии. В обобщенном виде его можно представить следующим образом.

После отмены крепостного права у многих помещиков Волынского края расстроились дела, и они продали или сдали в аренду свои имения иудеям. Так, из 120 помещиков второго мирового участка Луцкого уезда только трое помещиков жили в своих имениях и вели хозяйство89 Также иудеями были скуплены все выпасы и сенокосы, и они сразу же подняли плату за выпас скота с каждой головы с 50-60 копеек в год до нескольких рублей, а также ввели отработки нескольких дней в году на арендатора земли. Дается среднестатистическое описание найма, практикуемого иудеями: за 15 руб. в год, выдаваемых вперед на полгода, на своих харчах крестьянин отрабатывает на обмолоте два раза в неделю (104 дня В году) — плата менее 15 копеек в день (ранее на харчах хозяина отрабатывали в день за 15 копеек). Сделать ничего нельзя — нет конкуренции.

Ровенский уезд: иудейское население нанимает бедняка, за что обещает ему небывалые деньги. Несколько дней тот работает бесплатно, затем под предлогом плохой работы ему не платят вовсе или грозят не заплатить, если не будет и далее работать без денег.

88 РГИА. Ф. 821. Оп. 8. Д. 501. Л.29.

89 Там же. Оп. 150. Д. 368. Л. 2 об.

191

В случае ухода работника подают на него иск и получают деньги с него же. В среднем в селениях Ровенского уезда приходился один иудей на пять христиан (реже — один на десять). Конокрадство поддерживалось исключительно иудеями, они подталкивали на него обездоленных крестьян. В страду иудеи выезжали на сенокосы и за крючок (менее 100 граммов. — Прим. автора) водки ценой 5 копеек приобретали у крестьян 2-3 пуда сена. Весной продавали пуд за 30-40 копеек. Так же происходило с хлебом и овощами, маком, коноплей, льном, фасолью. Причины такого положения — умственная неразвитость крестьян и отсутствие для них дешевого и доступного кредита. С иудеями считаются вследствие их сильной сплоченности, поддерживаемой кагалом90. Таким образом, способы найма крестьян мало чем отличались от крепостных времен, а иногда были и более жесткими.

Еще в 20-е годы XIX в. иудейскому населению на льготных условиях давались земли в Новороссии. Последующие проверки установили, что иудейские земледельческие колонии в Екатеринославской и Херсонской губерниях представляли собой примерно следующее: большое туземное селение, а рядом бесконечно длинная улица, застроенная иудейскими лавками и заезжими дворами, торгующими водкой91. В целом картина по Новороссии выглядела так, что хлебопашеством занималась только половина иудеев-поселенцев, остальные - ремеслами и промыслами, проживая в городах и местечках, где их основным занятием была продажа вина92. Исследователь экономического положения иудеев С. Герпштейн констатирует, что к началу XX в. из иудеев, занятых в сельском хозяйстве, только 1/3 являются землепашцами и их положение крайне неустойчиво93.

Подобные явления были характерны и для отношений иудейского населения с крестьянами в австрийской Галиции. Так, наи-

90 РГИА. Ф.821. Оп. 150. Д. 368. Л. 4, 4 об., 10 об., 14, 17, 18. Следует отметить, что во внутренних российских губерниях подобное отношение к крестьянам проявляли «доморощенные» умельцы (прим. автора).

91 Аракин Я. Еврейский вопрос. СПб., 1912. С. 72.

92 Там же. С. 71.

93 Герпштейн С. Экономическая структура еврейского населения России. СПб., 1906. С. 37.

В результате к началу XX в. возобладала позиция не создавать больше еврейских земледельческих колоний и не проводить поощрительной политики по привлечению их к земледелию, т. к. они землю все равно сдают в аренда а сами занимаются торговлей, часто посреднической.

192

более типичной ситуацией для отношений евреев-иудаистов с западно-украинским крестьянством была следующая. Иудеи давали крестьянину скотину на прокорм. Крестьянин держал ее два-три года, а затем они шли ее продавать на рынке. Выручку делили пополам. В итоге иудейский предприниматель получал большой доход от таких сделок. Затратив 4-5 гульденов на покупку теленка, он получал при его продаже 30-40 гульденов, а крестьянин едва выручал стоимость корма животного за три года94.

В аренде у евреев-иудаистов здесь в 1889 г. находилось 718 имений помещиков из 2068. Занимались они и другими видами хозяйствования на случай неурожая или же убытков от сельскохозяйственного производства. В итоге иудеи, составляя 11% населения Галиции, являли собой значительную экономическую силу, с которой вынуждена была считаться местная польская шляхта. Иудеи в Галиции проживали преимущественно в городах, а в селах выступали только в качестве держателей питейных заведений и аренда-торов земли95.

Активно иудейское население участвовало и в ряде ремесленных производств (портняжном, сапожном, ювелирном, резьбе по камню и металлу), пренебрегая остальными (кузнечным, плотницким, слесарным, столярным, обработка камня, гончарным). На этот факт указывал виленский гражданский губернатор И. Г. Фризель еще в первой четверти XIX в.96 Иудейское население активно осваивало фабричный и заводской промысел. Занимающийся изучением экономической структуры иудейского населения России С. Герпштейн отмечает, что «основным занятием еврейского населения на, рубеже XIX-XX вв. была торговля. Еврейские торговцы сильно превышали нормы среднестатистического числа посредников обмена, что влекло за собой жесткую конкуренцию и их жалкое существование. И как следствие — возможность прожить кредитом и частым оборотом»97.

Среди фабричных рабочих евреи-иуд аисты в 60-70-е годов XIX в. составляли 1/40 и были заняты, как правило, на предпри-

94 Де-Витте Е. Чему учат нас поляки: Галицкая Русь и поляки с 1860 по 1904 г. Почаев, 1905. С. 42.

95 Там же. С. 42-43.

96 Гессен Ю. И. Евреи в России. М., 1993. С. 359.

97 Герпштейн С. Экономическая структура еврейского населения России. СПб., 1906 С. 37.

193

ятиях, где владельцы или арендаторы были также иудеями98. Основная масса промышленников-иудеев скорее предпочитает брать предприятия в аренду, чем быть их владельцами. Так, в юго-западных губерниях всех заводов в собственности у иудеев было 649, арендованных — 6216 (в основном это свекловичные производство сахара, пивоваренные и медоваренные, а также мельницы). Кроме того, в руках иудейских предпринимателей находились все питейные заведения и кредит. Кредит предоставлялся всем желающим в среднем под 3% в неделю, что было очень дорого99.

В период 60-70-х годов XIX в. начинается деятельность многих успешных предпринимателей из иудеев, которые сделали блестящую карьеру в России. Говоря о карьере Самуила Полякова, С. Ю. Витте отмечает: «Наиболее прославившимся из железнодорожных тузов был, конечно, Поляков. Это тот самый Поляков, который составил впоследствии целую династию Поляковых. Так, его брат был известный банкирский деятель, теперь в значительной степени разорившийся — Лазарь Поляков (в Москве). Другой брат — Яков Поляков — кончил свою карьеру тем, что был тайным советником, и ему даже дали дворянство, но только ни одно из дворянских собраний не согласилось приписать его в свои дворяне; он также разорился и в прошлом году умер в Биаррице. Наконец, сын Самуила Полякова, главы этой династии, будучи молодым человеком, никогда ничем не занимался и в значительной степени прожил свое состояние; женился он на очень красивой и очень милой образованной еврейке, живет большей частью в Париже и редко приезжает в Петербург. Этого Полякова я, будучи совсем молодым человеком, встретил в Петербурге на собрании железнодорожных деятелей и раз только в жизни с ним разговаривал. Он начал говорить с большим авторитетом, довольно нахально, я его весьма срезал, он этим страшно поразился и затем все время расспрашивал: кто я такой? Больше я его не встречал. Карьера этого Полякова чрезвычайно странная. Он был содержателем почтовых станций где-то в Харьковской губернии. Тогдашний министр почт Толстой, который в то время еще не был графом (кажется, он после получил графство), проезжая как-то по почтовому тракту, увидел этого еврея Полякова, который ему чем-то очень услужил; затем Поляков,

98 Там же. С. 37.

99 РГИА. Ф. 821. Оп. 150. Д.366. Л.230, 233, 234 об.-235 об., 248, 248 об.

194

кажется, занимался некоторыми делами Толстого, и в конце концов этот последний вывел Полякова в люди»100.

В отношении второго крупного предпринимателя-еврея — Л. Бродского С. Ю. Витте замечает: «В то время как я жил в Киеве, среди евреев, которых тогда там жило довольно большое количество, главным был Бродский. Это был на вид очень почтенный старик, напоминавший собою по наружности библейского патриарха; вообще наружность его была совсем не еврейская. Он был чрезвычайный богач и нажился, главным образом, тем, что имел много сахарных заводов и имений, связанных с этими заводами. Можно сказать, что он был одним из самых главных капиталистов всего Юго-Западного края. Мне приходилось с ним неоднократно разговаривать, вести чисто деловые беседы, и всегда он производил на меня впечатление человека замечательно умного, но почти совсем не образованного. Говорят, что первоначальное состояние он нажил во время Крымской войны путем подделки кредитных билетов, но это были только разговоры, хотя легенда эта, будучи пущена, держалась очень крепко. У этого Бродского был брат, который жил в Одессе. Когда я служил в Одессе и был помощником Чихачева, я с ним тоже встречался. Этот Бродский был тоже очень богат, но он был человеком совсем другого характера. Он был и вообще, и на вид противный; физиономия его, все его аллюры и даже выговор были совсем еврейские, так что, не входя в обсуждение нравственных сторон характера того и другого, что касается наружности — внешней стороны, то, насколько киевский Бродский производил благоприятное впечатление, настолько же одесский производил впечатление отталкивающее. Киевский Бродский считался, что в действительности и оказалось, гораздо богаче одесского. Когда киевский Бродский умер, у него осталось три сына. Один сын, старший, был сумасшедший; жил под надзором прислуги и доктора, только изредка выходя из дома. После смерти отца он тоже вскоре умер. Затем следующий сын был Лазарь Бродский и третий—Лев Бродский. Лазарь Бродский тоже умер, так что теперь все громадное состояние сосредоточилось, главным образом, у Льва Бродского; в настоящее время состояние это хотя и громадное, но все же значительно меньше, потому что часть состояния перешла к наследникам Лазаря Бродского, а часть — к детям дочери старика Бродского, т. е. сестры Лазаря и Льва Бродского. Лев Бродский

100 Витте С.Ю. Воспоминания. М., 1991. С. 81.

195

теперь живет в Киеве, но большую часть года проводит за границей — на курортах, где есть рулетка. Так, осенью я его обыкновенно встречаю в Биаррице, где он живет часть года, потому что ведет там большую игру в карты. Еще на днях у меня был один господин, который приехал из Ниццы. Я спросил его: кто там есть из России? И он отвечал, что там находится Лев Бродский и что он на его глазах в течение какой-нибудь недели проиграл 600 тысяч франков»101.

Говоря о своей службе в железнодорожном ведомстве, С.Ю.Витте довольно тепло отзывается о многих своих подчиненных из числа поляков-католиков и евреев-иудаистов: «Точно так же я в течение моей службы на Юго-Западных железных дорогах подобрал и там целую плеяду выдающихся железнодорожных деятелей, из них теперь некоторые уже поумирали, а другие в последние годы потерпели погром, потому что среди них довольно много было поляков, а также некоторые из них были евреи. Например, Абрагамсон и Погребинский — оба были из евреев, оба были инженеры путей сообщения и служили на дороге несколько десятков лет. Может возникнуть вопрос: почему именно на Юго-Западных железных дорогах было довольно много поляков и евреев? Но это объясняется очень просто: потому что вообще в Юго-Западном крае много евреев и поляков и, очевидно, они более дорожили местами в этом крае, где они имеют родственные и другие связи, нежели в таких местностях, которые им совсем не знакомы и где они никаких связей не имеют. Несомненно, что все эти поляки и евреи, которые теперь должны были оставить службу вследствие нового черносотенного направления, все они с государственной точки зрения были нисколько не менее благонадежны, нежели русские. Таким образом, увольнение их есть не что иное, как дань безумному политическому направлению»102.

Однако наиболее известным среди российских евреев-иудеев был Евзель Гаврилович Гинцбург. Он состоял кассиром в делах одного крупного помещика, имевшего отношение к откупам. Гинцбург вскоре стал самостоятельно вести дела по откупам и к началу 40-х годов был уже видным откупщиком. По условиям его деятельности ему приходилось нередко бывать в Петербурге, где у него уже установились прочные связи в высших столичных сферах, в

101 Там же. С. 117-118.

102 Там же. С. 92.

196

особенности финансовых. Судьба его единоверцев уже тогда была ему интересна, и каждое его пребывание в Петербурге сопровождалось какими-нибудь ходатайствами относительно прав иудеев.

После Крымской войны начиная с 1858 г. он выступает с настойчивыми ходатайствами о предоставлении иудеям-купцам права постоянного жительства вне «черты оседлости». В 1859 г. им был основан в Петербурге банкирский дом под фирмой «И. Е. Гинцбург», который весьма скоро стал одним из главнейших банкирских учреждений в Петербурге, заняв место банкирского дома барона Штигница. Семья Гинцбурга проживала в Париже, но сам он со своим сыном Горацием часто бывал в Петербурге, и к тому времени ходатайства его за евреев-иудаистов стали уже обычными. Благодаря его усиленным хлопотам законопроект о предоставлении купцам права повсеместного жительства получил осуществление в законе 15 марта 1859 г. о праве иудеев-купцов переходить в купечество внутренних губерний после пятилетнего состояния в купечестве первой гильдии в «черте оседлости».

С 1862 г. Гинцбург представляет целый ряд докладных записок, доказывая необходимость развития просвещения среди евреев-иудаистов, предоставления прав лицам, окончившим средние учебные заведения, а также ремесленникам. По поводу одной из его записок, поданной в 1862 г., «О насаждении земледельческого труда среди иудеев» началась обширная переписка министра внутренних дел с генерал-губернаторами, и последствием ее явился закон 1865 г. о правах евреев-ремесленников на проживание вне «черты оседлости», а затем и закон 1867 г., предоставивший право на повсеместную приписку и жительство нижним чинам, отбывшим воинскую службу по действовавшему тогда рекрутскому уставу.

В начале 70-х годов, когда приступили к выработке предложений о введении общей воинской повинности, Гинцбург совместно с сыном Горацием проявил особенно энергичную работу, результатом коей стало уравнение иудеев в отношении воинской повинности с остальным населением. По инициативе Гинцбурга последовало высочайше утвержденное положение Комитета министров о разрешении иудейскому петербургскому обществу иметь в Петербурге синагогу и учреждении хозяйственного управления этой синагогой как представителя иудейского общества в Петербурге.

Следуя идее распространения просвещения среди иудеев в России, он в 1863 г. учредил Общество распространения просвещения среди евреев, что стоило громадных усилий; деятельность этого об-

197

щества развивалась почти исключительно на средства Гинцбурга. Забота Гинцбурга о развитии среди евреев-иудаистов земледельческого труда выразилась в установлении им премии лучшим евреям-земледельцам, для чего им внесен в 1856 г. в распоряжение Министерства государственных имуществ капитал. К 1857 г. им учреждена стипендия для иудеев, обучающихся в императорской медико-хирургической академии.

Не принимая непосредственного участия в железнодорожном строительстве, банкирский дом Гинцбурга финансировал железнодорожные предприятия и сделался главным банковским учреждением для всех строящихся и готовых железных дорог. С высочайшего соизволения, последовавшего в 1874 г., ему разрешили пользоваться баронским титулом, полученным от великого герцога Гессенского, в России потомственно. Громадное состояние, оставшееся после него, и фирма «И. Е. Гинцбург» перешли к трем сыновьям его — Горацию, Урию и Соломону103.

60-70-е годы XIX в. изобилуют документами, которые призваны помочь решить проблему с иудеями в стране. Были созданы особые еврейские комитеты по пересмотру всех действующих в Российской империи законов по иудеям. В составе Департамента духовных дел иностранных исповеданий МВД находился специальный еврейский отдел. Он активизировал свою деятельность после проведения тех или иных насильственных действий против иудеев. Материал в них собирался через отчеты губернаторов «черты еврейской оседлости», записок и писем официальных и частных лиц в МВД о положении иудеев в России. Основная масса материала касается организации торговли у иудеев и их ростовщической деятельности.

Основополагающими для выработки положения об иудеях являлись выводы высшей комиссии для пересмотра законов об иудеях, которая действовала с 1 декабря 1883 г. по 24 мая 1888 г., под председательством графа К. И. Палена, члена Государственного Совета, действительного тайного советника. За это время комиссия провела 32 заседания и 5 частных совещаний у председателя104. На обсуждение было вынесено 54 вопроса, которые были разделены по ведомствам.

103 ЕЭ. Adept. 2003. Электронная версия.

104 РГИА. Ф.821. Оп. 150. Д. 381. Л. 295 об. Деятельность комиссии основана на анализе материалов 60-70-х годов XIX в., поэтому мы считаем возможным отнести ее к этому разряду.

198

По ведомству МВД

Об отношении правительства к проявлениям религиозной жизни у евреев.

Судьба раввинской комиссии при Департаменте духовных дел иностранного исповедания и ученых-евреев при генерал-губернаторах.

Цензура еврейских изданий. Метрификация евреев (еврейские имена и фамилии).

О переходе евреев в христианство. Коробочный сбор с евреев. Общественное устройство евреев

О посредничестве евреев при найме рабочих в Западном крае.

Паспортные правила для евреев.

О благотворительных заведениях евреев.

О признании незаконной в Российской империи деятельности «Alliance Israelite».

Участие евреев в земском и городском общественном управлении.

О черте еврейской оседлости и регулировании их переселения. Приписка евреев к городским, волостным и сельским обществам.

По ведомству МИД

О приезде в Российскую империю евреев — подданных иностранных государств.

О переходе иностранных евреев в русское подданство. Об эмиграции евреев.

По ведомству Министерства народного образования

О свечном сборе с евреев.

О еврейских учебных заведениях.

Введение преподавания еврейской религии на русском языке. Процент евреев в правительственных училищах, а также специальные учебные заведения для евреев. Женское образование среди евреев. Обучение евреев русскому языку. Еврейский жаргон. Права евреев, окончивших учебные заведения.

По Министерству государственных имуществ

Устройство еврейских земледельческих колоний.

По Министерству финансов

О питейной торговле евреев. О податях с евреев.

199

Пересмотр таможенного устава с целью исключения контрабанды.

Права евреев на занятие торговлей. Права евреев на занятие ремеслами.

По военному министерству

Меры по искоренению уклонения евреев от воинской повинности (приняты 12.04.1886 г.).

Льготы для евреев по прохождению воинской повинности (вычеркнут. — Прим. автора).

О повсеместном жительстве отставных военных чинов из евреев.

По Министерству юстиции

Бракоразводные дела у евреев.

Приобретение евреями недвижимой собственности и аренда земли.

Судьба временных правил 03.05.1882 г. Антиеврейское движение.

О христианской прислуге у евреев и воспрещении держать учеников из христиан (указ 28.04.1887 г.). О возведении евреев в дворянство. Об участии евреев в суде присяжных.

Средства борьбы с еврейской эксплуатацией (применение к евреям австрийского и венгерского закона о ростовщичестве). Признавать ли евреев инородцами. Наказание евреев мировыми судьями. Уголовная статистика евреев.

Общие вопросы

В чем заключается еврейский вопрос. В чем заключается вредное влияние евреев. Причины вредных влияний евреев. Есть ли полезное влияние от евреев.

Влияние современного законодательства на отношения христиан и евреев.

Причины специальных постановлений о евреях в Российской империи.

Возможность приравнивания евреев к общерусским законам. Меры по ослаблению еврейской солидарности и обобщенности. О созыве еврейского Синедриона.

200

О пересмотре всех действующих законов о евреях в Российской империи105.

В комиссию вошли также представители всех заинтересованных министерств и ведомств106.

Комиссия рассмотрела 54 вопроса, которые касались основных проблем организации жизни евреев-иудаистов в стране. Особенно тщательно разбирались причины погромов и экономическая организация жизни иудеев в районах черты оседлости. Комиссия определила основные занятия иудеев — торговля и ростовщичество.

Изучив огромный пласт документов, комиссия выделила ряд особенностей организации торговли у евреев в западных губерниях:

1. Занимаются только теми товарами, которые дают большую

105 РГИА. Ф. 821. Оп. 150. Д. 381. Л. 1-7.

l06 H. Н. Герард — сенатор, тайный советник, H.H. Колошин — тайный советник, член совета Министерства внутренних дел А.Г.Вишняков — тайный советник, директор хозяйственного департамента МВД, H. H. Бестужев-Рюмин — вице-директор Департамента духовных дел иностранного исповедания, князь М. Р. Кантакузен — шталмейстер, действительный статский советник, директор департамента духовного образования иностранных исповеданий, князь H. H. Голицын — действительный статский советник при МВД. От Министерства финансов: Н.А.Ермаков — тайный советник, бывший директор департамента мануфактур и торговли (с октября 1885 г. не принимал участия в работе в связи с болезнью), А.Н.Мицкевич — гофмейстер, член совета министерства финансов. От Министерства народного просвещения: А. И. Георгиевский — тайный советник, председатель ученого комитета данного министерства, П. А. Безсонов — статский советник, профессор Харьковского университета (участвовал только в двух заседаниях в мае 1885 г.). От Министерства иностранных дел: Ф.Ф. Мартене — действительный статский советник, непременный член Совета МИД. От Министерства юстиции; Е. Ф. Де-Росси — действительный статский советник, бывший товарищ обер-прокурора уголовного кассационного департамента Правительственного Сената (выбыл из состава комиссии в апреле 1885 г., после назначения его старшим председателем Харьковской судебной палаты), В. С. Лозина-Лозинский — действительный статский советник, товарищ обер-прокурора гражданского кассационного департамента Правительственного Сената. От Министерства государственных имуществ: Г. А. Тройницкий — бывший вице-директор департамента общих дел Министерства государственных имуществ, Л. К. Лебедев — вице-директор департамента общих дел Министерства государственных имуществ. По приглашению председателя комиссии: князь Ф. С. Голицын — камер-юнкер, коллежский советник, граф Д. П. Толстой — церемониймейстер высочайшего двора. Делами комиссии управлял действительный статский советник H.H. Бестужев-Рюмин. Делопроизводитель — В. В. Вашкевич, статский советник. Командированы в комиссию: граф M. Е. Нирод — действительный статский советник, статские советники А.П. Булгаков, М. Л. Куявский, В. Я. Голубев, надворный советник В. О. Самчук, коллежский асессор С. А. де-Карриер, коллежский советник П.А.Вишняков (умер в 1888 г.).

201

прибыль: жизненные припасы, предметы ежедневного потребления: хлеб, лес, лен. Редко торговали: дорогой галантереей, предметами роскоши, картинами, самоварами, гармонями, дугами. Совсем не занимались торговлей свиным салом, колбасой, предметами христианского культа.

2. Децентрализация торговых заведений. Торговые точки были разбросаны по всему городу. У русских купцов все торговые заведения сосредоточивались в одном месте (как правило, на базаре), и торговля осуществлялась не во все дни, а только в базарные (два раза в неделю). У евреев — во все, везде и всегда (кроме субботы).

3. Торговля «с колес» без больших складов и запасов. В результате—большая оборачиваемость капиталов. Но при такой организации дела возрастал и риск.

4. Большая специализация на торговле определенными товарами у евреев.

5. Частая смена специализации в связи с изменением конъюнктуры. Прогорел в одном — выиграл в другом.

6. Все имеющиеся наличные средства пускались в оборот (у русских купцов — нет). Таким образом, еврейские торговцы расширяли дело, а также имели меньше основных затрат. Это делалось с целью поддержания высокого оборота.

7. «Ищут» покупателя, а не ждут, пока он придет сам (как русские). Постоянным покупателям уступка в 10-15% и отпуск товаров «на веру» (auf neemones).

8. У еврейских купцов капитал обращается 5-10 раз в год (у русских — 1-2 раза). Поэтому они могут позволить себе более низкие цены.

9. Широкое развитие кредита между собой. Евреи с малым капиталом могут делать большие дела, чем русские с большим.

10. Большая конкуренция, что приводит к более низким ценам. Поэтому генерал-губернаторы черты постоянной еврейской оседлости не желают выселения евреев-торговцев, т.к. они создают конкуренцию и держат низкие цены. Еврейские купцы идут напрямую к производителю.

11. Для расширения круга потребителей евреи держат дешевый товар даже невысокого качества.

12. Создают консорциумы для лучшего сбыта товаров, удобные денежные переводы и кредиты, страхование грузов, собственные почтовые отношения для удобной пересылки деловой корреспонденции, а также подъименной торг — торговлю по патенту другого

202

(покупают патент на чужое имя). Часто это делается для поддержания своих единоверцев, находящихся в крайней бедности (у русских купцов такого нет)107.

Таким образом, иудеи, из-за ненормально высокого числа торговцев, вынуждены были вносить в нее улучшения и почти европейскую организацию. Торговля в «черте оседлости» иудеев была более развита, чем во внутренних губерниях Российской империи.

Одновременно с такой необычной для России организацией торговли выяснялись и основные злоупотребления, к которым прибегали иудеи в этой сфере: подъименная и беспатентная торговля, контрабанда, уклонение от гербового сбора, сокрытие товаров, фальсификация продуктов (наиболее часто встречающиеся примеры: подмешивание в хорошую пшеницу низкосортной; евреям запрещено было торговать спиртным не в своих домах и не на своей земле. Поэтому они брали патент на имя христиан, а сами числились жильцами дома, при проезде акцизного надзора прятались), обмер, обвес, доносы на конкурентов.

Для христианского населения это оборачивалось следующими проблемами: не выдерживали конкуренции с иудеями ввиду лучшей организации торговли у них, сплоченности и солидарности друг с другом.

Низкий уровень развития крестьянского населения и практически полное отсутствие у него каких-либо экономических знаний приводили к частым ловким злоупотреблениям со стороны иудейских торговцев по отношению к ним. В материалах исследования П. П. Чубинского «О евреях Юго-Западного края» 1871 г. по вопросу об экономическом преобладании иудеев отмечается: «Евреи более экономически развиты, чем местное население, к тому же они осознали пользу солидарности и ассоциаций в промышленных предприятиях. Евреи имеют полную свободу и собственное самоуправление — кагал и единство происхождения и веры. Евреи сознают себя племенем пришлым, чуждым местному народонаселению и его интересам. Они изучают все слабые стороны развития и общественного строя туземцев, эксплуатируют их в свою пользу и, таким образом, подавляют его на своей территории, несмотря на большое число населения»108.

107 РГИА. Ф.821. Оп.150. Д.381. Л. 115.-117 об.

108 РГИА. Ф.821. Оп. 8. Д.2. Л. 14-15.

203

Особое внимание уделялось и проблеме ростовщичества среди иудеев. Чиновник департамента духовных дел иностранного исповедания, коллежский советник А. П. Булгаков обобщил отчеты комиссий по еврейскому вопросу, составлявшиеся в период с 23 мая 1884 г. по 25 мая 1885 г., на предмет ростовщичества в Виленской, Полтавской, Херсонской, Екатеринослазской. Волынской, Ковенской, Гродненской, Могилевекой, Минской, Подольской губерниях. Основные злоупотребления, которые во многом привели к погрому, он выделил следующие:

1. Обставляют кредит всевозможными побочными условиями, которые они называют гарантии, кроме векселя, контракт на аренду дома, неустойки.

2. Одалживая водку, берут за уплату не деньги, а продукты и личный труд. Это выгодно, ибо простой народ, дорого ценя копейку, не сознает ценности им самим произведенных продуктов, которая, зачастую, превышала стоимость водки в десятки раз.

3. Пользуясь безграмотностью крестьян, платежной расписки еврей не выдает, а если выдает, то без обозначения документа, без числа, месяца и года. В результате крестьянин оплачивает долг еще и еще раз и в конце концов разоряется, а судьи вынуждены удовлетворять иски евреев, так как с юридической стороны они правы.

4. Давая в долг крестьянину, еврей, для обеспечения судебных издержек на случай обращения в суд, берет вексель с правом получения от 3 до 5 копеек процентов еженедельно с каждого рубля или расписку в залог части урожая хлеба, табака или винограда. При этом заверяется, что это ему не нужно, а как бы страховка, но когда все созревает — требует ему передачи всего.

5. При отказе еврея вернуть долговую расписку под предлогом ее потери и даже при оплате долга при свидетелях — через 1-2 года расписка появляется и крестьянин должен платить еще раз, а также проценты, при этом суд показания свидетелей платежа не принимает.

6. Ссуда денег под урожай будущего года по минимальной цене на случай неурожая. Поэтому скупают все за бесценок. Итогом таких сделок часто становился голод среди крестьян.

7. За отработку процентов с долга, если нет денег, евреи берут в аренду дом крестьянина, усадебную землю. Крестьяне представляют собой даровую прислугу для еврея, а также они пользуются всеми продуктами крестьянского хозяйства.

204

8. Долговые обязательства и векселя берутся на высшую, против занятой, сумму.

9. Евреи объезжают своих должников по деревням после уборки урожая и забирают разного рода сельскохозяйственные продукты зa бесценок, а при оплате долга и процентов потом это не принимают в расчет.

10. Пользуясь бедственным положением крестьян или же весенне-осенней распутицей, скупают у крестьян за бесценок сельскохозяйственные продукты, которые крестьяне готовились везти на рынок в город.

Им же был предложен против злоупотреблений и ряд мер, которые были приняты комиссией:

1. Экономические меры: развитие местного кредита, увеличение числа ссудно-сберегательных товариществ с облегченным условием поступления в члены этих товариществ.

2. Документы на денежные сделки должны быть действительны между крестьянами и евреями только в случае засвидетельствования их в волостном правлении.

3. Установление уголовной ответственности за ростовщичество от четырех до восьми месяцев тюремного заключения.

Общий вывод коллежского советника А. П. Булгакова: «торгово-промышленная деятельность евреев приобретает характер преступной деятельности в том отношении, что она направляется исключительно против нужды, легкомыслия и безграмотности эксплуатируемой части населения» 109.

Комиссия дала определение ростовщичества, которое стало основой для выработки мер по прекращению такого рода деятельности. Ростовщиком стали признавать того, кто, пользуясь стесненным положением, легкомыслием, безграмотностью или состоянием внутреннего возбуждения другого лица, под видом договора найма, купли-продажи или иной торгово-промышленной сделки, словесной или письменной, извлекает для себя или для третьего лица выгоду из материального положения означенного другого лица, при очевидной несоразмерности взаимных интересов договорившихся сторон, могущей причинить или содействовать расстройству хозяйственных дел того или другого лица110.

Кроме того, для выработки правил об уголовном преследовании

109 РГИА. Ф.821. Оп.9. Д. 208. Л.88 об.-99.

110 РГИА. Ф.821. Оп.9. Д. 208. Л. 166.

205

за ростовщичество комиссия К. И Палена командировала действительного статского советника H. Н. Голицына в Австро-Венгрию на предмет изучения им законов на пресечение ростовщичества у иудеев. Н.Н. Голицын, получивший на командировку 1000 руб., доложил в письменном отчете, что основные ограничения касались установления максимальных процентов, ограничивая их 5% в год под имущественный залог и 6% в год без него. Первый такой закон принят еще в 1751 г., и его периодически продляли в 1811 и 1852 гг. В декабре 1866 г. этот закон отменили, пользуясь Положением о свободе капитала. После чего начался беспредел со стороны ростовщиков и массовые протесты населения. Закон ввели снова с июля 1877 г. Подобный же закон издан во Франции в 1807 г. и дополненный — в1850 г.111

В целом к 60-70-м годам XIX в. гражданское равноправие евреев-иудаистов в большинстве европейских государств было достигнуто. Во Франции — благодаря революции 1789 г. и конституции 1814 г., Нидерландах и Дании — в 1814 г., Англии — в 1723 г. иудеям дали право приобретения собственности, с 1833 г. открыли доступ к адвокатской деятельности, с 1845 г. — к дворянскому достоинству, с 1858 г. — в парламент. В Швеции (иудеи здесь появились с 1776 г.) закон 1855 г. улучшил их положение. В Италии, Австро-Венгрии, Швейцарии (где они находились лишь в некоторых кантонах) иудеи пользовались гражданским равноправием. В Испании веротерпимость к иудеям существует законодательно с 1837 г. В Португалии иудеи, наоборот, были лишены гражданских прав. В Германии с 1871 г. законодательно закреплено полное признание прав иудеев112. В Румынии же иудеи были объявлены иностранными гражданами113. Однако к этому времени основная масса евреев-иудаистов Западной Европы была «натурализована».

В результате, используя эти законы и данные с мест западных регионов России, высшая комиссия для пересмотра законов об иудеях под председательством графа К. И. Палена предложила свое видение проблемы иудейского населения в России. Прежде всего, было указано на причины негативного экономического влияния ев-

111 РГИА. Ф.821. Оп. 9. Д. 208. Л. 27 об.-28 об.

112 Алекторов А.Е. Инородцы в России. СПб., 1906. С. 37. Александр Ефимович Алекторов состоял директором народных училищ Акмолинской и Семипалатинской областей, жил в Омске, собирал публицистические заметки о противоправных действиях инородцев в Российской империи в 1905-1907 гг.

113 Аракин Я. Еврейский вопрос. СПб., 1912. С. 75.

206

реев-иудаистов (это нашло свое отражение в обобщенных мнениях губернских комиссий по еврейскому вопросу черты оседлости). Основные причины «вредного» (так определено в документах комиссии.— Прим. автора) влияния евреев на христианское население виделось в следующем:

«Ростовщичество, торговля спиртным в селах, перекупка продуктов, обмер, обвес, уклонение от воинской повинности, найм христианской прислуги.

Евреи составляют "государство в государстве" (мнение Госсовета в 1870 г.).

Обособленность еврейского мира. Кагалы долгое время пользовались правом бесплатной пересылки по почте своих пакетов.

Страсть к приобретению и стяжательству. Чем беднее еврей, тем это больше выражено.

Евреи выступают против личного, душевого налога, а за общий. В результате кагал может использовать деньги для своих интересов»114.

Окончательные выводы комиссии для пересмотра законов о евреях были определены следующие:

«1. Возможно большее объединение евреев с общим христианским населением.

2. Снять с евреев их обособленность.

3. Система репрессивных мер должна быть заменена системой постепенных освободительных и уравнительных законов.

4. При решении еврейского вопроса должна соблюдаться величайшая постепенность и осторожность»115.

Таким образом, комиссия фактически высказалась за уравнение в правах евреев-иудаистов с остальным населением, но, как показал дальнейший ход истории, добиться этого не удалось.

Отдельно следует остановиться на вопросе образования иудейской молодежи, имевшей многочисленную специфику, что в итоге отражалось на экономической и политической жизни регионов «черты постоянной еврейской оседлости». Низшими иудейскими школами в России являлись хедеры — народные вероисповедальные школы. Обучали в хедерах меламеды, которые давали знания в первую очередь по древнееврейскому языку и закону веры. Хедеры различались частные (платные) и общественные (бесплатные).

114 РГИА. Ф.821. Оп.150. Д.381. Л. 181-182, 191 об., 194.

115 РГИА. Ф.821. Оп.9. Д.381. Л.204 об.

207

Последние назывались талмуд-торами. Благодаря наличию общего хедера талмуд-торы иудеи в широкой своей массе были грамотны в древнееврейском языке и сохранили приверженность родной вере. В общем хедере (талмуд-торе) обучение происходит в трех уровнях:

1. Первоначальные («дардике»), где детей обучают азбуке и чтению;

2. Мальчиков обучают Пятикнижию с комментарием Раши и дают первоначальные сведения по Талмуду;

3. Для изучения Талмуда и его комментариев.

Дети находились в талмуд-торах с раннего утра до 7-8 часов вечера. До 40-х годов XIX в. талмуд-торы были единственной школой для иудейского населения, т. к. иудеи, опасаясь совращения в христианскую веру и не считая возможным отступление от празднования субботы и от других своих обрядов, не отдавали детей в общие учебные заведения. Было решено постепенно преобразовать талмуд-торы путем изменения про; раммы и способов преподавания и перемены учебных книг. Библия должна быть изучаема по изданиям Министерства народного просвещения с переводом на немецкий язык, Талмуд — по извлечениям. Школьные порядки в талмуд-торах должны быть близкими к порядкам русской школы. Выработана и целая система мер для замены преданных Талмуду меламедов просвещенными евреями, воспитанными в духе религиозной реформы, возникшей у немецких иудеев.

По положению от 23 июля 1844 г. «О частных учебных заведениях и домашних учителях в Российской империи» талмуд-торами признавались еврейские школы, содержащиеся на средства еврейского общества или пожертвования частных лиц, где бедные дети и сироты призреваются и обучаются еврейскому закону. В хозяйственном отношении заведование талмуд-торами возлагалось на избранных обществом старшин. Один из преподавателей назначался старшим для надзора за училищем и учителями и утверждался в этом звании учебным начальством. К преподаванию допускались лица, имеющие ценз не ниже частного начального иудейского учителя. Лишь в исключительных случаях изучение закона веры поручается меламедам, не имеющим этого ценза, но владеющим русской речью. До 80-х годов XIX в. огромное число талмуд-тор представляли общественный бесплатный хедер, отличаясь от него лишь большим числом учеников и учителей и материальным участием местного общества. Во многих местах черты оседлости талмуд-торы помещались в лачугах, иногда в кладбищенских домиках

208

или в небольших комнатах при богадельне или молельне. Преподавателями в таких талмуд-торах состояли те же большей частью малограмотные меламеды, что и в частных хедерах116.

Особым учебным заведением оставались у евреев-иудаистов иешиботы — высшие талмудические школы. Иешиботы в Российской империи готовили раввинов и ученых в российские и западноевропейские общины. По этому признаку их разделяли на две категории: для удовлетворения местных потребностей и общеевропейских.

Первые иешиботы служили дополнением к существовавшим в каждом городе хедерам и талмуд-торам; юноши, не желавшие остановиться на первоначальном образовании, уходили в бет га-мидраш (высшая школа толкования Талмуда), где, посвящая себя самостоятельному изучению Талмуда, образовывали при молитвенных домах группы «бедных бахуров», представлявшие маленькие иешиботы. Подобные иешиботы пополнялись обыкновенно выходцами из близлежащих местечек и деревень. Попечение об этих иешиботах брали на себя прихожане близлежащего бет га-мидраша или синагоги; приглашался рошиешива, который читал перед учениками «шиур» (определенную ежедневную лекцию) и, главным образом, наблюдал за ними во время самостоятельных занятий. Жилищем для иешиботников служили сами молитвенные дома; обедали они у «баале-батим» (обывателей) поочередно, каждый день у другого.

Иешиботники в своих занятиях не имели ни руководящей цели, пи определенной программы и были готовы на всякие лишения, будучи проникнуты глубокой верой, что изучение Торы — дело богоугодное. Оттого в конце первой половины XIX в., когда религиозное чувство среди российских иудеев стало ослабевать, замечается постепенное падение маленьких иешиботов. Иешиботы второй категории собирали значительное количество учеников со всех концов России и даже из-за границы. И здесь ученики не имели программы для занятий и материально были плохо обеспечены, но так как сюда попадали наиболее способные и предприимчивые юноши, большинство которых стремилось к определенной цели, то эти иешиботы всегда держались на более высоком уровне развития. Подобные иешиботы возникали обыкновенно в маленьких местечках, вдали от городского шума. Притягательной силой в них служило имя какого-нибудь выдающегося талмудиста; он брал на себя руководство

116 ЕЭ. Adept. 2003. Электронная версия.

209

учениками и попечение об их содержании; он обращался через посредство своих «мешулахим», т. е. разъездных уполномоченных, ко всем общинам России, а иногда и заграничным, с просьбой о материальной поддержке его иешибота. Приток пожертвований зависел исключительно от авторитета основателя и степени его популярности. Если имя главы иешибота было известно в народе, уполномоченные везде встречали радушный прием — они в таких случаях играли даже известную культурную роль, являясь как бы духовным звеном, объединяющим рассеянные и разрозненные иудейские общины.

Для иешиботов нередко выстраивалось отдельное здание. Лучшим примером может служить Воложинский иешибот в Виленской губернии, а также отчасти Мирский иешибот в Минской губернии. Изданные правительством в 1844 г. «временные правила» об иешиботах имели, главным образом, в виду урегулировать иешиботы второй категории. Первый тип иешиботов в глазах правительства немногим отличался от обыкновенного «бет гамидраша» и причислялся к категории «еврейских учебных заведений, называемых также "клаузами", в которые евреи приходят в свободное от житейских занятий время частью для молитвы, частью для ученых и нравственных бесед в своем законе». «Временные правила» определяют иешибот как «высшие учебные заведения для молодых людей, которые желают приобрести подробнейшие сведения в Талмуде и источниках еврейских религиозных законов или приготовиться к раввинскому званию».

Ответственным лицом иешибота правительство признало его руководителя — «ученого раввина, с названием рош-иешива», на него возложены были хозяйственные заботы, он же «имеет главный надзор за нравственностью учеников и за всеми принадлежащими к заведению лицами».

Возраст учащихся в иешиботах составлял от 15 до 25 лет, а число обучавшихся доходило до 200-300 человек117. Метод преподавания в большинстве случаев был схоластический. Правительство, несмотря на то, что «иешиботы конкурируют с казенными раввинскими училищами», не хотело закрыть их ввиду «благотворительного характера». Бытовая жизнь учащихся иешиботов улучшалась постепенно к концу XIX в.: «система "поденных обедов" заменяется денежными субсидиями, выдаваемыми каждому ученику в отдель-

117 РГИА. Ф.821. Oп. 150 Д. 381. Л.48

210

ности, или же общими иешиботскими кухнями (Любавичи, Одесса и др.). Ученики ночевали обыкновенно в интернатах и в зданиях самого иешибота. Иешиботники называли друг друга по имени родного города. «Наблюдатели» заставляли учеников вставать очень рано: от пяти часов утра до осьми часов вечера занятия были обязательны. Лекция, или «шиур», читалась обыкновенно от 11 до 2 часов дня118.

Для усиления контроля над образованием иудейской молодежи и приобщения ее к общероссийской гражданской жизни правительством страны, в рамках просветительской реформы 1840 г., создаются раввинские училища, которые содержались за казенный счет и в которых большое внимание уделялось изучению общеобразовательных предметов. Кроме общего для всех воспитанников четырехлетнего курса, педагогического (одногодичного) для будущих учителей и специального раввинского (двухлетнего) учреждались еще три приготовительных класса с программой трех низших классов гимназии, а по иудейским предметам — еврейских училищ второго разряда; для поступления в приготовительный класс требовалось знание курса еврейских училищ первого разряда (не моложе десяти лет от роду).

Общий четырехгодичный курс соответствовал четырем высшим классам гимназии. Окончившие раввинский курс получали звание кандидата в раввины и для практического обучения под руководством раввинов назначался год (вместо проектированных двух лет). В 1847 г. были открыты раввинские училища в Вильно и Житомире (три приготовительных класса в Вильно и два в Житомире). Первоначально в первое поступили 44 ученика, а во второе — 23. Однако из-за незначительного роста казенных раввинских училищ и нежелания иудейских обществ избирать их выпускников раввинами они оказывались без работы. Поэтому с 1862 г. им стали выдавать пособие в размере от 75 до 100 руб. и давать возможность поступать в университет, сдав проверочные экзамены по латинскому и французскому языкам119.

В итоге таких мер уже к началу XX в. количество евреев-иудаистов в вузах Российской империи составило 10%, что намного превышало ту норму, которая была установлена для них законодательством в 80-е годы XIX в. Почти все иудеи, за редчайшим ис-

118 ЕЭ. Adept. 2003. Электронная версия.

119 ЕЭ. Adept. 2003. Электронная версия.

211

ключением, поступали на медицинские и юридические факультеты. Их выпускники, как никакие другие, могли получить высокооплачиваемую, выгодную частную практику120. Нежелание выбирать раввинами выпускников казенных раввинских училищ иудейскими общинами привело к их назначению туда правительственными распоряжениями. Это было еще одним важным шагом по ассимиляции иудейского населения западных областей Российской империи со стороны российской власти. В целом же правительство России способствовало просвещению иудеев, особенно в светском духе, т. е. иудеи, прошедшие среднюю и особенно высшую школу, теряли религиозную нетерпимость.

Некоторые особенности в положении евреев-иудаистов имелись на окраинах государства — в Царстве Польском, Кавказском крае и Туркестане. Наибольшее количество евреев находилось в Царстве Польском. Сами поляки, особенно в период перед восстанием начала 60-х годов XIX в., пытались преодолеть замкнутость иудеев и создать из них «поляков Моисеева закона», своих союзников в борьбе за независимость Польши. Для решения этой проблемы они предоставили им все свободы, но так и не смогли привлечь их на свою сторону121. Д. А. Милютин отмечает, что «многочисленное еврейское население Юго-Западного края отнеслось совершенно пассивно к польским крамолам»122. В самой Польше евреи-иудаисты участвовали только в церковных процессиях, организованных участниками восстания123.

После подавления польского восстания 1863-1864 гг. исполняющий обязанности министра внутренних дел князь А.Б. Лобанов-Ростовский поручил наместнику его императорского величества в Царстве Польском графу Ф. Ф.Бергу представить ему отчет о настроениях и положении еврейского населения в Царстве Польском. Граф Ф. Ф. Берг в свою очередь поставил такую задачу перед губернаторами Царства Польского. Последние представили подробный отчет по занятиям, настроениям и предполагаемым мерам к улучшению вхождения иудейского населения в состав российско-подданных. Рапорты губернаторов Царства Польского поступили в течение 1872 г. В сводном отчете в МВД от 17 декабря 1872 г. указывался общий вывод, который следовал из рапортов губерна-

120 Аракин Я. Еврейский вопрос. СПб., 1912. С. 61-62.

121 РГИА. Ф.821. Оп. 9. Д. 99. Л. 510.

122 Милютин Д. А. Воспоминания... 1863-1864 гг. М., 2003. С. 96.

123 Милютин Д. А. Воспоминания... 1860-1862 гг. М., 1999. С. 76.

212

торов. В нем отмечалось: «евреи Царства Польского пользуются на деле почти всеми общими гражданскими правами наравне с прочими подданными, но в то же время они не перестают пользоваться и привилегиями своего особого религиозно-гражданского устройства. Оно допускает существование у них религиозного самоуправления, которое связывается у них с управлением гражданским. Закон устраивает им ширму, за которой процветает прежнее кагальное устройство со всеми его атрибутами»124.

В связи с таким выводом определились и основные меры к решению вопроса об усилении ассимиляционных процессов иудейского населения в Царстве Польском. В целом они были направлены на ликвидацию особых религиозных, корпоративных организаций иудеев, особенностей одежды и питания, специальных сборов с иудейского населения. Главный путь к ассимиляции виделся в приобщении иудейской молодежи к светскому воспитанию в России и принятии через него основных ценностей, на которых держалась российская государственность и общество в целом125.

Относительно проживания иудеев в Закавказье было принято решение еще во второй половине 30-х годов XIX в. о возможности их пребывания в регионе, но при условии занятия ремеслами и нахождения под присмотром со стороны властей на местах. Иудейским торговцам одновременно было отказано в их просьбах, направляемых в 40-50-е годы XIX в. местным властям, вести разъездную торговлю по деревням с товарами по всем запрашиваемым ими местам (Кутаисская губерния, Горийский уезд, Эриванский уезд и т.д.). В качестве основных причин отказа указывались занятия иудеями только торговлей и обман крестьян, который выражается в завышенной цене на самые мелкие и не очень нужные в хозяйстве товары, и обменом их у крестьян за отсутствием денег на скот, птицу, хлеб, кукурузу. В итоге крестьяне не в состоянии были оплачивать подати государству и помещикам. Одной из причин называлось и отсутствие безопасности на дорогах Закавказья для иудейских торговцев, и как результат их постоянные грабежи. В результате торговля была разрешена в Закавказье всем торговцам, включая иудеев, только на специальных базарах126.

Высшая комиссия для пересмотра законов о евреях приняла специальное решение о праве жительства иудеев в Туркестанском

124 РГИА. Ф.821. Оп. 9. Д. 99. Л. 551-551 об.

125 РГИА. Ф.821. Оп. 9. Д. 99. Л. 558, 562, 564, 565.

126 РГИА. Ф.821. Оп. 150. Д. 365. Л. 17, 18, 67.

213

крае. В ряде местностей Туркестанского края иудеи наравне с мусульманами составляли коренное, туземное население. Такой категории иудейского населения разрешили проживание в Туркестане127. Соответствующее решение было принято в «Уставе о паспортах и беглых», вошедшем в Свод законов Российской империи. В нем говорилось: «Евреи Бухары и Хивы и евреи других среднеазиатских владений могут с разрешения министра МВД и местных генерал-губернаторов вступать в подданство России с припиской их к пограничным городам»128.

В то же время наказной атаман Уральского казачьего войска просил ограничить пребывание иудеев на территории Уральского казачьего войска, ссылаясь на высочайшее повеление от 13 мая 1883 г. об ограничении лицам невойсковых сословий приобретать в казачьих землях строения и недвижимое имущество. В качестве необходимости таких мер он называет растлевающее влияние иудеев на старинный патриархальный быт казаков. Так как, селясь под видом ремесленников, иудеи занимаются в казачьих землях исключительно торговлей и «эксплуатацией местного населения»129.

В целом же, говоря о положении иудеев в Российской империи в 60-70-е годы XIX в., можно сделать следующие выводы. В это время стала возобладать тенденция к уравнению прав иудеев и других категорий населения в России. Для этого иудеям создавались условия по занятию теми видами хозяйственной деятельности, которая преобладала у основной части населения великорусских губерний, допускали иудеев, получивших образование, к занятию должностей на государственной службе и выборам в местные органы власти. Фактически это были условия для ассимиляции иудеев. Однако в западных губерниях оставался еще большой процент не охваченных такими условиями. На них продолжали распространяться ограничительные меры властей.

127 РГИА. Ф.821. Оп. 150. Д. 381. Л. 275.

128 Свод законов Российской империи. T. XIV. Ч.1. Устав о паспортах и беглых. СПб., 1890. С. 6.

129 РГИА. Ф.1284. Оп. 224. Д. 51. Л. 2 об. Прошение было подано 18 июня 1892 г., и его решение затянулось до 1912 г., так и оставшись неразрешенным. В 1917 г. ограничительные меры посчитали опасными.

214