Исламская цивилизация

В связи с тем, что ислам, вследствие представленной выше специфики его религиозной системы, выступал не только в качестве религии, но и образа жизни, стиля поведения, концепции власти и права, можно говорить об особой исламской цивилизации. При этом под цивилизацией понимается система исторически сформировавшихся отношений между людьми на основе норм поведения, сакрализованных религиозной традицией.

Данная система составляет своего рода парадигму ценностей, переходящую от одной формации к другой и оказывающую решающее влияние на формирование их социально-экономических и политических структур: в политической области - это принцип неразделенности светской и духовной властей; в социальной - равенство членов общины - уммы перед установлениями, данными Аллахом, а также безусловный приоритет общественных целей над индивидуальными (служение Аллаху реализуется через служение умме). Вследствие этого мусульманин равно принадлежит своей цивилизации при феодализме, капитализме, социализме и после него /7/.

Попытки насильственного разрушения цивилизационных основ исламского мира путем подрыва освященных религией устойчивых социальных связей, порождают не только крайне негативные социальные и политические процессы, но и создают, ввиду особой устойчивости исламской цивилизации, свою специфическую систему сопротивления и выживания. Так, ислам допускает принцип такыйи (осторожности, спасения) — сокрытие мусульманином своих взглядов и даже внешний отказ от ислама при угрозе умме, и возвращение к исламу при первой возможности. В связи с этим заслуживает особого внимания рассмотрение феномена ислама в России, когда именно принадлежность к исламской цивилизации явилась наиболее значительным фактором самосохранения мусульманских этносов.