Мусульмане Литвы и Беларуси

Как уже говорилось, в настоящее время под юрисдикцией Центрального духовного управления мусульман Европейской России, Сибири, стран Балтии, Беларуси находятся мусульманские общины, расположенные на территории Литовской Республики и Республики Беларусь. В связи с этим мы сочли целесообразным посвятить специальный раздел мусульманам Беларуси и Литвы, ранее бывшим в составе Европейской России. Кроме того, мусульмане Литвы и Беларуси представляют несомненный интерес, как созданный в ходе исторических событий исламский анклав, удаленный от традиционных географических средоточий исламской цивилизации.

Великое княжество Литовское в XIY веке включило в себя западно-русские земли — Черная Русь (Гродно) и Белая Русь (Полоцк и Минск). На этих землях впоследствии сформировалась самостоятельная белорусская народность. В 1569 г., в результате Люблинской унии, произошло объединение Великого княжества Литовского с Польшей в единое государство — Речь Посполитую. В составе Речи Посполитой литовско-белорусские земли сохраняли автономию — имели свой сейм и своего гетмана. В результате разделов Речи Посполитой в 1772, 1792 и 1795 гг. территория Литвы и Беларуси вошла в состав Российской империи.

История литовских и белорусских мусульман берет свое начало в XIY веке. В 1363 г. в битве у Синих Вод (ныне - река Синюха — приток Южного Буга, на территории Украины) литовский князь Альгирдас (Ольгерд) одержал победу над войском Золотой

75

Орды. После этого он расселил пленных татар-ордынцев по территории Великого княжества Литовского.

Значительные группы татар оказались в Великом княжестве Литовском после того, как потерпевший поражение от войск Тимура золотоордынский хан Тохтамыш в 1394 г. нашел убежище у литовского князя Витаутаса Великого (Витовта Кейстутовича). Пришедшие с Тохтамышем татары были приняты на службу в великокняжеское войско; им были выделены земли. Поселения служилых татар возникли в окрестностях таких городов, как Вильнюс, Каунас, Тракай, Новогрудок, Гродно, Лида, Брест. О местах расселения татар свидетельствует ряд топонимов: в Литве - деревня Сорок Татар; в Беларуси - деревня Неверы (это означало "населенная жителями нехристианской веры"), Татарская слобода в Минске (существовала до начала XX века).

В качестве особой этноконфессиональной группы литовские татары формировались в течение 200 лет из переходивших на службу к литовским князьям ордынских и крымских мурз, а также военнопленных. Литовские татары имели религиозную и частично судебную автономию. Служилые татары были уравнены в правах с польско-литовской шляхтой (дворянством).

К татарам принадлежал ряд видных дворянских родов Речи Посполитой — Кондратовичи, Барановские, Александровичи, Алиевы, Гембицкие, Раецкие, Смольские. При этом шляхта татарского происхождения была известна своей приверженностью идее национальной независимости Польско-Литовского государства: шляхтичи-мусульмане активно участвовали в Барской (1768 г.) и Тарговицкой (1792 г.) конфедерациях, восстании под руководством Тадеуша Костюшко (1794 г.), польских восстаниях 1830-1831 и 1863-1864 гг.

Как профессиональные воины, литовские татары сыграли большую роль в войнах, которые вели Великое княжество Литовское, а затем — Речь Посполитая. Уже в 1410 г. татарский корпус царевича Джелал-эддина принял активное участие в Грюнвальдской битве, когда объединенное польско-литовско-русское войско одержало победу над немецкими рыцарями-крестоносцами.

В дальнейшем на основе татарских военных подразделений (хоругвей, стягов) в составе польско-литовской армии сформиро-

76

вался особый род войск, считающийся специфически польским -уланы (легкая конница, от татарского слова "оглан" — наездник, удалец). Примечательно, что военные формирования литовских татар существовали и в русской армии: в 1803-1881 гг. из них формировался Татарский уланский полк, дислоцированный в Виленской губернии.

Уже в XY1I веке литовские татары полностью утратили татарский язык и в быту мало чем отличались от окружавшего их литовского, польского, белорусского населения. Однако при этом они в большинстве своем сохранили приверженность исламу. Именно на базе ислама сложилась особая этническая культура литовских татар. Первичной структурной единицей татарских поселений продолжала оставаться джамиат - религиозная община, объединенная вокруг мечети.

В разное время на территории Литвы и Беларуси, входившей в состав Великого княжества Литовского, насчитывалось до 50 мечетей. В Беларуси в XIX веке было 15 мечетей, наиболее крупные - в Минске, Новогрудке, Гродно, Слониме, Клецке, Ивье. Мечети владели вакуфами (недвижимостью); при них существовали мактабы и медресе. Имамы (молна) избирались членами джамиат из числа лиц, владевших арабской грамотой и знающих исламское вероучение. С 1831 г. мусульманские общины Литвы и Беларуси находились под юрисдикцией Таврического муфтия в г.Бахчисарае.

Оригинальным явлением мусульманской культуры литовских татар стали китабы - рукописные книги религиозного содержания на литовском и белорусском языках, но в арабской графике. Кроме того, литовские татары традиционно отличались наиболее высоким среди мусульман Российской империи образовательным уровнем: в XIX веке многие из них получили образование в Пажеском корпусе или кадетских корпусах.

Не случайно во второй половине XIX века идеи джадидизма нашли у литовских мусульман наибольший отклик. И.-Б. Гаспринский, посетивший их общины в 80-е годы XIX века "для ближайшего изучения влияния европейской культуры на азиатцев", впоследствии писал: "немногочисленные общины литовских мусульман, разбросанных по Литве... сохранив и строго охраняя свои мусульманские традиции, отлично усвоили европейскую культуру

77

и образ жизни и умственно стоят во главе русского мусульманства" /45, с.209/.

Национально-религиозное возрождение литовских мусульман началось в период между двумя мировыми войнами, после получения независимости Польшей и Литвой. В Польше, где сосредоточилась тогда основная масса литовских татар (в 1919-1939 гг. в составе Польши находились Вильнюсский край, Гродненская и Брестская области) были созданы: Общество культуры и просвещения татар Польской Республики; Муфтият — высшее религиозное управление — во главе с доктором философии Якубом Шинкевичем; Высшая мусульманская коллегия. В Вильнюсе выходили журналы "Татарская жизнь" и "Исламский обзор", работал Татарский музей. В Литовской Республике существовало Общество каунасских мусульман.

Большую известность в Литве и Польше получили имена мусульманских просветителей — Леона и Ольгерда Кричинских, Александра Ахматовича, Стефана Туган-Барановского. В 1930 г. к 500-летию со дня смерти Витаутаса Великого, давшего татарам убежище в Великом княжестве Литовском, в Каунасе была открыта Соборная мечеть.

После советской оккупации Западной Белоруссии в 1939 г. и аннексии Литовской Республики в 1940 г. национальная жизнь литовских и белорусских мусульман была почти полностью уничтожена. В 40-е годы значительная часть мусульманского населения данного региона, опасаясь разделить участь крымских татар, эмигрировала в Польшу.

В настоящему времени в Республике Беларусь проживает не более 20 тыс. мусульман, столько же - в Литовской Республике. В Литве, после закрытия Лукишской мечети в Вильнюсе, действовала лишь одна мечеть в г. Ряйжяй. Лишь в 1982 г. удалось зарегистрировать приходы в г. Немеже и деревне Сорок Татар. Уже после достижения независимости Литовской Республикой, в 1991 г. мусульманам была возвращена Каунасская соборная мечеть.

В Беларуси массовое закрытие мечетей происходило в 1939 г. В период антирелигиозной кампании в 1964 г. была снесена Минская соборная мечеть. В настоящее время в Республике Беларусь

78

действует лишь одна мечеть в г. Ивье Гродненской области. Сохранилось также здание самой старой в Европе деревянной мечети в селе Довбугишки Сморгонского района Гродненской области (XIY век). После получения Республикой Беларусь независимости ее Правительством было принято решение о восстановлении Минской соборной мечети. Возрождением культуры белорусских мусульман занимается созданное в 1990 г. общество "Аль-Китаб" под председательством А.Б. Шабановича /108-109/.

79