Алов А.А., Владимиров Н.Г. - Ислам в России / Ислам в Европейской России и Сибири / Мусульманские общины Москвы и Санкт-Петербурга в XIX-начале XX века

Мусульманские общины Москвы и Санкт-Петербурга в XIX-начале XX века

Несмотря на улучшение со времен Екатерины II отношения российских властей к исламу, вплоть до Манифеста о свободе вероисповеданий от 17 апреля 1905 г. мусульмане в своей повседневной религиозной жизни сталкивались со многими трудностями и ограничениями. Об этом, в частности, свидетельствует история мусульманских общин в столицах Российской империи.

В Москве наличие татарской общины прослеживается с XYI века, когда в Замоскворечье располагалась Татарская слобода. Ее местонахождение зафиксировано в московских топонимах - улицы Большая Ордынка, Татарская (в советское время - улица Землячки), Толмачевские переулки (место проживания толмачей - переводчиков). Здесь же в начале Большой Калужской улицы (на месте нынешнего Центрального парка-культуры и отдыха имени М.Горького) располагалось первое татарское кладбище.

В 1782 г. в Татарской слободе при дворе князя Султан-мурзы Сименея была возведена деревянная мечеть, а в 1805 г. председатель Оренбургского Духовного Собрания муфтий Мухам-

39

меджан Гуссейнов обратился к московскому генерал-губернатору А.Беклемишеву с ходатайством о строительстве в Москве постоянной каменной мечети. Однако против этого решительно выступил митрополит Московский Платон, мотивируя свое мнение тем, что Москва, бывшая "под мучительным игом татарским" и приверженная к своей православной вере, нетерпима к магометанской религии, а потому "устроение татарской мечети в сей столице может во всех произвести неудовольствие и соблазн".

С 1818 г. мусульманские богослужения с разрешения генерал-губернатора А. Тормасова проводились в частном доме Татарской слободы под руководством имама С. Асханова. В 1823 г. московские мусульмане сумели получить согласие генерал-губернатора князя Д.Голицына на строительство каменного здания на участке купца первой гильдии Назарбая Хамалова, но с условием, чтобы дом "отнюдь строим не был в виде мечети и не назывался бы мечетью". Построенная с соблюдением данного соглашения мечеть ничем не выделялась среди других московских особняков.

Лишь в 1881 г. она была перестроена по проекту архитектора П. Ивницкого в псевдоготическом стиле: возведенные минареты и купол четко обозначили конфессиональную принадлежность здания. Тогда же мечеть стала соборной. Позднее за ней закрепилось наименование "Историческая мечеть". Ахунами (священнослужителями) мечети вплоть до 1913 г. являлись представители видной московской татарской семьи Агеевых. При мечети существовали медресе и сиротский дом, для которых были построены специальные здания.

В конце XIX века в связи со значительным ростом мусульманского населения Москвы единственная во всем городе мечеть уже не вмещала всех верующих. Возникает еще один, фактически неофициальный приход в районе нового расселения татар в доме на Цветном бульваре. Имам общины Б.Алимов с 1894 г. ходатайствует об открытии новой мечети в районах Тверского, Мясницкого и Сретенского участков, но неизменно получает отказы.

Добиться разрешения на строительство второй мечети московские мусульмане сумели, лишь прибегнув к юридической хитрости. В 1902 г. московский мещанин С. Бакиров и касимовский купец

40

Х. Акбулатов подали московскому обер-полицмейстеру прошение, заверенное Оренбургским Духовным Собранием. В данном прошении говорилось об оформлении дарственной Духовному Собранию на принадлежащий С. Бакирову и Х. Акбулатову земельный участок в Мещанской части по Выползову переулку (район современного Проспекта Мира) для возведения на нем мечети. Против реализации права частной собственности власти Москвы возразить не смогли и и 1903 г. московским генерал-губернатором великим князем Сергеем Александровичем вопрос был решен положительно.

Проект мечети подготовил инженер Н. Жуков, а финансировал строительство богатый московский купец-меценат С. Ерзин. Он же впоследствии выделил средства на содержание мечети — 1200 рублей в год. В 1904 г. строительство было завершено и в мечети начались богослужения. В советское время мечеть не закрывалась. В течение долгого времени она была единственной действующей мечетью не только Москвы и Московской области, но и всех центральных областей России /39/.

В Санкт-Петербурге мусульманское население появилось уже при основании города, поскольку среди его строителей было немало татар. С 1751 г. в городе известен топоним Татарское урочище. В XIX веке в Санкт-Петербурге жили представители мусульманской знати, многие из которых служили в гвардии. Так, например, в составе Собственного Его Императорского Величества Конвоя, помимо казаков и лезгин, имелся татарский эскадрон. В связи с этим при штабе Отдельного гвардейского корпуса находился военный ахун. В Кронштадте имелся также военно-морской ахун. В 1827 г. в Санкт-Петербурге впервые упоминается татарское (мусульманское) кладбище.

Несмотря на все это, до начала XX века постоянной мечети в городе не было. Четыре мусульманских прихода (в том числе один — в Кронштадте) располагались в частных домах. Прошение о строительстве мечети было подано ахуном второго мусульманского прихода касимовским татарином А. Бязитовым в мае 1881 г., но лишь в 1909 г., благодаря ходатайству Эмира Бухарского Абдул-Ахат-хана, высочайшее соизволение на строительство мечети было получено. Эмиром Бухарским была также выделена сумма в размере 500

41

тыс. рублей на покупку земельного участка на Петроградской стороне и строительство здания.

Проект мечети, исполненный в стиле мавзолея Гур-Эмир в Самарканде, был создан академиком архитектуры А. Фон Гогеном и инженером С. Кричинским. Уникальная майоликовая облицовка (стоимостью 100 тыс. рублей) выполнена художником И. Васильевым. Руководство работами по возведению мечети в 1910-1914 гг. осуществлял специальный Комитет во главе с полковником А. Давлетшиным, надворным советником С. Валиханом и членом мусульманской фракции Государственной Думы А. Сыртлановым. Санкт-Петербургская соборная мечеть стала крупнейшей мечетью на всем Европейском континенте. В советское время мечеть в период с 1939 по 1956 г. была закрыта /40-41/.