Алов А.А., Владимиров Н.Г. - Ислам в России / Ислам в Европейской России и Сибири / Мусульмане под властью Российского государства (до середины XVIII века)

Мусульмане под властью Российского государства (до середины XVIII века)

Взятие Казани войсками Ивана IV (Грозного) в 1552 г. нанесло мусульманской культуре Поволжья непоправимый удар. Были не только уничтожены мечети и медресе Казани, но из города изгонялись жители-мусульмане. Новая Казань отстраивалась и заселялась уже как исключительно русский город. По существу, были прерваны традиции мусульманской учености, идущие еще от Волжско-Камской Булгарии. По словам М.Худякова, "в деревенской глуши доживало свой век последнее поколение образованных мусульман" /9, с.20/.

Изгнанные из Казани муллы способствовали исламизации населения Западной Сибири. Так, в 1563 г. они были приглашены в Сибирское ханство ханом Кучумом для распространения ислама среди сибирских татар, до этого мало затронутых мусульманским влиянием (ныне сибирские татары проживают в Омской, Тюменской, Томской, Новосибирской областях) /24/.

Сразу же после присоединения к России началась христианизация края. В 1555 г. была выделена самостоятельная Казанская епархия во главе с епископом Гурием (в 1607 г. из нее была выделена Астраханская епархия). Архимандрит основанного в Казани Спасо-Преображенского монастыря Варсонофий, знаток ислама и татарского языка, выступил организатором публичных диспутов с мусульманскими авторитетами /25/. Однако гораздо чаще власти прибегали к насильственным мерам. В 1593 г. был обнаро-

31

дован указ царя Федора Иоанновича о разрушении мечетей в присоединенных к России областях, гласивший: "Мечети же татарские все пометати и татарам мечети однолично не ставити и конечно татарские извести" /26 /.

Вместе с тем антимусульманские акции московского правительства в XYI веке не были повсеместны и не носили тотального характера. Они преследовали цель прежде всего политического подчинения завоеванных земель с мусульманским населением. В XY-XYII веках имеются многочисленные факты терпимого отношения в России к мусульманам при условии их верности московским государям, о чем свидетельствует история перехода многочисленных представителей золотоордынской знати на службу к московским великим князьям.

Принимая одновременно с присягой православное крещение, татарские мурзы и эмиры вливались в формирующееся сословие служилого дворянства, со временем составив его значительную часть. В общей сложности известно более 500 дворянских фамилий, берущих свое начало от крещеных служилых татар: Адашевы, Загоскины, Ртищевы (от перешедшего на службу к Дмитрию Донскому Аслана-мурзы); Булгаковы, Голицыны, Измайловы, Татищевы (от Шах-эмира); Апраксины, Крюковы, Хитрово (от Солых-эмира); Балакиревы, Бердяевы, Глинские (от сына темника Мамая Мансура Кията); Аксаковы, Вельяминовы, Воронцовы (от Аксак-мурзы) и многие другие /27/. По мнению академика Д.Лихачева, именно отсюда берет начало бытовавшее в дореволюционной России шутливое обращение к татарину — "князь".

Переход на русскую службу первоначально далеко не всегда предполагал смену вероисповедания. С наделением землями служилых татар, сохранивших приверженность исламу, связано, в частности, возникновение Касимовского царства — мусульманского анклава внутри русских земель. В 1447 г. казанские царевичи Касым и Якуб (сыновья Улу-Мухаммеда) оказали поддержку великому князю Василию II (Темному) в его возвращении на московский престол, узурпированный галическим князем Дмитрием Шемякой. В благодарность за это царевичу Касыму был пожалован Мещерский городок на Оке, получивший после этого название Касимов (ныне — Рязанская область).

32

С 1452 г. Касимов стал столицей вассального от Москвы Касимовcкого царства, в котором поселялись, получая поместные наделы, служилые татары-мусульмане со своей челядью. В 1467 г. в Касимове была построена Ханская мечеть (сохранился ее минарет - единственная мусульманская культовая постройка, возведенная до XYII века, дошедшая до нашего времени). В качестве автономной единицы Касимовское царство просуществовало лишь до конца XYII века, однако и по сей день живущие па этой территории касимовские татары сохранили свою приверженность исламу /28/.

Служилым татарам-мусульманам выделялись также земли вокруг Звенигорода, Серпухова, Талдома, Яхромы, Юрьева-Польского. Все это дало основания московскому посланнику в Турции Новосильцеву в 1570 г. докладывать османскому султану Селиму, что российский государь "не есть враг Мусульманской веры. Слуга его, Царь Саин-Булат господствует в Касимове, царевич Кайбула в Юрьеве, Ибак в Сурожике, князья Ногайские в Романове: все они свободно и торжественно славят Магомета в своих мечетях: ибо у нас всякий иноземец живет в своей Вере. В Кадоме и Мещере многие Приказные Государевы люди Мусульманского закона" /29, с.118/. Мурзы-мусульмане приняли активное участие в Земском Соборе 1613 г. В утвержденной Собором грамоте об избрании на московский престол царя Михаила Романова имеются подписи 7 казанских мурз.

В XYI1 веке, несмотря на объявленные ранее запреты, в России происходит строительство новых мечетей. Особенно много мечетей появляется в татарских селах Башкирии, что связано с массовым переселением казанских татар в Башкирию со второй половины XY1 века после разгрома Казанского ханства. От этого времени сохранилась деревянная мечеть в деревне Старо-Тушкырово Балталевского района Башкортостана, которая датируется концом XY11 века. В XYII веке существовала также мечеть и в г.Астрахани, упоминаемая в связи со взятием в 1670 г. города войском Степана Разина /30/.

Вместе с тем московское правительство в течение XYII - начале XYIII века предпринимает ряд мер по ограничению прав служилых мусульман: в 1628 г. им было запрещено иметь слуг православного вероисповедания, а в 1713 г., уже в царствование Петра I, особым

33

указом аннулировались права "татарских служилых людей" на" владение вотчинами и поместьями в случае их отказа принять крещение. Последующими правительственными указами мусульманам, принявшим крещение, сокращались подати и рекрутские наборы за счет увеличения аналогичных повинностей сохранившим верность исламу.

При Петре I делаются первые попытки изучения ислама: в 1716 г. впервые осуществляется перевод Корана на русский язык, выполненный доктором философии В.Постниковым — "Алкоран о Магомете или Закон турецкий". Однако для "просвещенных" социальных верхов того времени характерно резко негативное восприятие ислама, возможно связанное с военным противостоянием с Турцией.

Этим в значительной мере были обусловлены антимусульманские акции преемников Петра I. В правление Анны Иоанновны указом от 11 февраля 1736 г. запрещалось строительство новых мечетей в Башкирии, а за пять лет до этого, в 1731 г. в г. Свияжске (Казанской губернии) была учреждена "Комиссия для крещения казанских и нижегородских мусульман и других инородцев". В 1740 г., уже в царствование Елизаветы Петровны, она была переведена в Казань и преобразована в Новокрещенскую контору во главе с епископом Лукой Канашевичем.

Данное учреждение было наделено широкими полномочиями не только относительно миссионерской деятельности, но и насильственного принуждения к крещению. Указом Сената от 19 ноября 1742 г., например, предписывалось "все имеющиеся в Казанской губернии новопостроенные за запретительными указами мечети ... сломать и впредь строить отнюдь не допускать, и того Казанской, Астраханской и Воронежской губерниям накрепко предостерегать: ежели где татары жительство свое имеют в отдалении от новокрещеных жительств... в них мечети для неминуемой жителей татарских законной нужды оставить надлежит". В соответствии с этим указом, Новокрещенской конторой только в 1742 г. в пределах Казанской губернии из 536 мечетей было уничтожено 418. Сохранилась лишь небольшая часть старых мечетей, уцелевших со времен Казанского ханства, причем лишь в тех селах, где не было новокрещенных жителей /30, с.119/.

34

По мнению выдающегося русского историка С.Соловьева, в царствование Елизаветы Петровны если и было решено оставить часть мечетей татарам, то только потому, что слухи о разрушении мечетей могли дойти до Турции и оказать влияние на обращение турок с их христианскими подданными /31, с.261/. В целом, вплоть до начала царствования Екатерины II, положение мусульман в России во многих отношениях было даже хуже, чем положение христан в Османской империи.