Хазария и Булгария

Начало распространения ислама на территории Восточной Европы относится к YIII-X векам. Оно связано с формированием после распада Западнотюркского каганата двух новых тюркских государств в Поволжье и Причерноморье: Хазарского каганата и Волжско-Камской Булгарии. Хазарский каганат сложился на базе союза племен савир-хазар во главе с тюркским царским родом Ашина. К середине YII века и в период своего могущества в YIII-X веках он охватывал обширные территории Нижнего Поволжья, Приазовья, Предкавказья, Дона, степного Крыма. В YIII веке Хазарский каганат стал самой северной точкой арабских завоеваний.

В 737 г. арабский полководец Мерван ибн Мухаммад, разгромив хазарское войско на берегах Волги, в качестве условия заключения мира потребовал принятия Хазарией ислама. К кагану из Халифата были присланы для утверждения новой религии два факиха-законоучителя /8/. К этому времени ислам уже широко бытовал в Хазарии, распространяемый бухарскими купцами, торговавшими в низовьях Волги. Как отмечал М.Худяков, "большинство населения в Хазарской стране составляли мусульмане — из них набиралось хазарское войско, а также избирался визирь — фактический глава государства" /9/. Как известно, в Хазарии каган не обладал всей полнотой власти, являясь преимущественно сакральным владыкой.

Уже в конце VIII века в столице Хазарии г. Итиле действовали большая соборная мечеть (джума-мечеть) и 30 квартальных мечетей. Однако ислам в Хазарии в качестве государственной религии не утвердился. Хазарские правители рассматривали ислам как религию своих врагов-арабов и в противовес ему пытались

21

опереться на иудаизм, который официально был принят при кагане Обадии на рубеже YIII-IX веков. Вслед за этим в каганате начинаются антиисламские гонения, усилившиеся с началом ослабления Хазарского государства. Так, в 913-914 гг. хазарский правитель в отместку за разрушение синагоги в арабском городе Дар-ал-Бабундже приказал разрушить минарет соборной мечети г. Итиля и казнить муэдзинов, произнеся при этом, что обязательно разрушил бы и саму мечеть, если бы не опасался, что тогда в странах Ислама не останется ни одной синагоги /10, с.148/.

Враждебные отношения Хазарии с Арабским халифатом ускорили распространение ислама среди волжских булгар, являвшихся данниками Хазарского каганата. Волжско-Камская Булгария в Х-ХШ веках занимала территорию от Волжско-Камского междуречья на севере до Самарской луки на юге (ныне — территория Татарстана, Чувашии, Ульяновской, Самарской областей). Булгары придерживались древнетюркской религии небесного божества Тенгри, изображаемого в виде Солнца, коня, орла на голубом фоне. Ее исповедовал, в частности, объединитель булгарских племен итильбер (царь) Шилки (IX-X века). Однако к тому времени булгары были знакомы и с суннитским исламом ханифитского мазхаба, который получил распространение в Среднем Поволжье благодаря транзитной торговле со Средней Азией.

Персидский географ Ибн Русте, побывавший в Булгарии в 903-907 гг., в своем труде "Книга драгоценных сокровищ" отмечал наличие у булгар мечетей, медресе, мусульманских кладбищ /11/. Сын Шилки царь Алмуш (Алмас) был хорошо знаком с исламом и понимал пользу его распространения среди булгар. Стремясь освободиться от хазарской зависимости, он вступил в союз с Багдадским халифатом: в 921 г. ко двору аббасидского халифа Джаффара ал-Муктадира прибыл посол царя Алмуша Абдаллах, передавший просьбу булгарского царя "о присылке к нему кого-либо, кто наставил бы его в вере, преподал бы ему законы Ислама, построил бы для него мечеть" /10, с.13/.

В мае следующего 922 г. ответное посольство багдадского халифа во главе с Сусаном ар-Расси прибыло на Волгу в летнюю резиденцию царя Алмуша. В составе посольства находились не толь-

22

ко мусульманские богословы и проповедники, но и архитекторы и инженеры. По прибытии посольства Алмуш созвал съезд булгарских князей и представителей племен, на котором ислам был всенародно принят в качестве государственной религии. Сам Алмуш принял мусульманское имя Джаффар ибн Абдаллах, объявив себя наместником багдадского халифа в делах веры. Об обстоятельствах принятия ислама булгарами известно из записок секретаря арабского посольства Ахмеда ибн Фадлана.

Несмотря на то, что из-за начавшихся в Халифате междоусобиц обмен посольствами не имел политических последствий, он положил начало многосторонним культурно-религиозным связям Среднего Поволжья с исламским миром ("дар-уль-ислам"), активно развивавшимся до середины XYI века. Поэтому май 922 г. признан официальной датой принятия ислама тюркскими народами России. Именно с X века Волжско-Камская Булгария обособляется от сопредельных государств как "страна Ислама".

Мусульманская религия столь органично вошла в жизнь булгар, что скоро они сами сделались ее активными распространителями. В русских летописях, например, зафиксировано пребывание мусульманских священнослужителей из Булгара в Киеве и их попытки склонить к принятию ислама киевского князя Владимира в связи с проведением им перед крещением Руси "испытания вер". В 1025 г. булгарский царь посылает деньги на строительство соборных мечетей в Хорасане (Иран). Мусульманский ученый и путешественник Абу Хамид-ал-Гарнати, посетивший Волжско-Камскую Булгарию в 1135- 1136 и в 1150 гг., и чутко реагировавший на отступления от канонов ислама, у булгар таковых не отметил. Тогда же католические миссионеры называли булгар самыми упорными из всех последователей Мухаммада /12-14/.

С утверждением ислама начинается культурный расцвет Булгарского государства, о чем можно судить по быстрому развитию городской жизни. Обязательной принадлежностью булгарских городов - Биляр, Булгар, Сувар, Ошель, Джукетау (Жукотин) -становятся многочисленные мечети, о чем свидетельствуют результаты археологических раскопок. Так, в столице Булгарии г. Биляре (ныне — Алексеевский район Татарстана) существовала

23

деревянная мечеть площадью 1420 квадратных метров. Она вмещала до 5 тыс. человек и была построена ранее самого города.

Значение Волжско-Камской Булгарии как центра мусульманской культуры сохраняется и после ее разгрома татаро-монголами в 1236-1238 гг., имевшего главным образом политические последствия. Хотя столица — г. Биляр — была разрушена и не восстанавливалась, другие культурные и религиозные центры Булгарии сохранились, интегрировавшись в состав нового государства — Золотой Орды. Это произошло, в частности, с первой столицей Булгарии городом Булгар, который стал политическим центром булгарских земель в составе Золотой Орды и сохранял свое значение вплоть до разрушения его в 1431 г. войском московского воеводы Федора Пестрого.

Золотоордынские ханы, обязав булгарских князей платить дань, не вмешивались во внутреннюю жизнь покоренной области. В то же время они обеспечивали ее защиту от военной экспансии соседей. Как писал М.Худяков, "под защитой могущественных татар Болгарское царство беспрепятственно развивалось и богатело, имея возможность тратить все силы на мирное упрочение своего благосостояния. Именно в эту эпоху Булгар достиг наивысшего своего расцвета" /9, с.11/.

К 40-60-м годам XIII века относится строительство соборной мечети Волжско-Камской Булгарии, постройки которой сохранились до настоящего времени ("Ханская мечеть" Булгарского городища). О значении Волжско-Камской Булгарии в истории мусульманских народов России свидетельствует тот факт, что сами развалины древних булгарских столиц впоследствии приобрели характер мусульманских святынь, ставших местами паломничества.

На территории Билярского городища (близ села Билярск Алексеевского района Татарстана) особо почитаются могилы трех великих шейхов — Ходжи Асгара (Магмом Ходжа), Абдуллы Ходжи Чубаря (Абд-улла), Шейха Мухаммеда /15/. В XYIII веке известный историк и географ П.Рычков писал о Билярском городище, что "магометане не только здесь живущие, но и башкирцы из отдаленных мест съезжаются летом к сим развалинам, признавая их местом священным" /16, с.16/.

24

Еще более значительным объектом почитания является Булгарское городище (близ села Болгары Куйбышевского района Татарстана). Несмотря на то, что в начале XYIII века на его территории был построен православный монастырь, казанский краевед XIX века Капитон Милкович отмечал: "На развалины ежегодно весною великое стечение бывает татар. Они, почитая храмы и гробы праотцов своих, да и сие место — священными, выдают им свое почитание и празднуя, живут тут с женами и детьми по целой неделе" /17, с.14/. Несмотря на противодействие Татарского обкома КПСС, это паломничество продолжалось и в советское время. В 1969 г. Булгарское городище было объявлено музеем-заповедником. В настоящее время ставится вопрос и о музеефикации Билярского городища.

В русле исламской традиции в Волжско-Камской Булгарии происходило развитие науки, образования, книжной культуры, литературного творчества. В X-XIY веках Булгария становится одним из центров подготовки мусульманских ученых и священнослужителей.

Среди интеллектуалов средневекового мусульманского мира можно встретить немало выходцев из Поволжья. Об этом свидетельствует этнонимическая приставка к имени (тахаллус) —"ал-Булгари": Якуб ибн Нугман аль-Булгари - историк, автор "Истории Булгара" (XI век); Абу-л-Аля Хамид ибн Идриси ал-Булгари -знаток шариата, получивший титул "шейх имамов" и преподававший в медресе городов Бухары, Нишапура, Насафа (XI-XII века); Бурхан ад-дин Ибрагим ибн Юсуф ал-Булгари — богослов и медик (умер в 1204 г.); Ходжа Хасан ибн Омар ал-Булгари — основатель медресе "Хаджи Булгари" в Бухаре (умер в 1,299 г.); Бурхан ад-дин Ибрагим ибн Хозыр ал-Булгари ал-Ханафи — богослов и правовед (XIY век); Мухаммад Амин ал-Булгари — врач; Максуд ал-Булгари — астроном (XIY-XY века).

Особо следует выделить мусульманского ученого Эш-шейха Ходжу Ахмеда ал-Булгари ("Ходжа Булгари"), известного в качестве учителя султана Махмуда Газневи (967-1030), создателя Делийского султаната — одного из крупнейших государств средневекового Востока. До настоящего времени Ходжа Булгари почита-

25

ется в мусульманском мире как святой: в 1971 г. на его могиле в г.Газни (Афганистан) был воздвигнут мраморный мавзолей.

В Булгарии на основе арабского алфавита формируется собственная тюркоязычная литературная традиция как особая северная ветвь средневековой литературы мусульманского мира. Появляются богословско-дидактические, исторические сочинения, поэтические произведения (например, трактат XII века "Насих-ат ас-Салихин" — "Наставление праведным"). К XII-XIII векам относится творчество основоположника тюркоязычных литератур Кул-Гали — автора поэмы "Кысса Юсуф" (1212 г.) на библейский сюжет об Иосифе Прекрасном /18/.