Развод

В наше время возникало много споров вокруг проблемы развода. Стороны дискуссировали, должен ли он

повлечь за собой отлучение от религиозных обрядов или нет. На фоне несложной процедуры развода в

иудаизме и исламе, а также сурового протеста против него Римско-Католической церкви и англиканства

учения бахаев разрешают развод только на определенных условиях.

Баха-Улла убеждал верующих делать все, что в их силах, чтобы сохранить брак и довести его до

образцового состояния, и все же он разрешал разводы, если становилось ясно, что брачный союз терпит

полный крах. Женатая пара заключает договор с Богом и друг с другом, предписывающий им оставаться

вместе и ставящий своей целью обеспечение и единства, и свободы в их взаимоотношениях. Такой договор

нельзя легко нарушить,

* Baha'u'llah, Kitab-i-Aqdas, 1992, p. 105

321

однако бахаизм признает, что на практике не всегда можно достичь высоких идеалов.

Матримониальные проблемы среди бахаев решаются местным духовным собранием, избранным советом от

области, в которой живет супружеская пара, и этот совет попытается выяснить, какие проблемы есть у этой

пары путем консультаций и советов. Духовное собрание считается первым шагом к разводу, хотя решение

его не окончательно и не является законом, и некоторые пары не всегда охотно делятся своими личными

проблемами с местной ассамблеей.

Развод рассматривается как предосудительное действие, и его следует разрешать только если имеются

веские причины, которые включают и такие неустранимые препятствия, как физическое отвращение и

сексуальная несовместимость. Если пара испытывает отвращение друг к другу, то супруги могут разъехаться,

и им, несомненно, будет предоставлен развод.

«Непререкаемым условием развода» является период ожидания сроком в один год, который начинается с

момента консультации в собрании. Во время этого «года терпения» пара должна стремиться к примирению,

если таковое возможно. Однако супруги должны жить в отдельных квартирах и не вступать в половые

отношения, ибо это нарушит год ожидания и его нужно будет начинать заново. Если примирение достигнуто

и половые отношения возобновлены, однако отношения между супругами вновь ухудшаются, то период

годичного ожидания начинается вновь.

Если после «года терпения» оказывается, что примирение невозможно, духовное собрание дает согласие на

развод, и пара может получить гражданский развод. На самом деле она может добиваться его наряду с

религиозным разводом, хотя это не поощряется, так как может устранить шанс к примирению. Невозможно

обручиться или вступить в повторный брак без получения бахайско-

322

го развода. Разведенные супруги получают поддержку общины, а местное духовное собрание помогает им

выработать условия для деления имущества и опеки над детьми.