Участь женщины

Эпос героического времени рисовал женщин, стремившихся к соитию, такими же страстными, как мужчины. Мудрец Агастья создал совершенную женщину из лучших частей разных женщин. Он сотворил ее для ко-

* Mahabharata, 1.66; 1.120; 3.45; Ramayana, 7.56.

33

роля, который тосковал по ребенку, и когда она достигла брачного возраста, сам женился на ней. И жена его, Лопамудра, с продолговатыми глазами и бедрами, подобными стеблям подорожника, сняла с себя свою изящную одежду и по повелению мужа надела на себя рубище. После менструации она, искупавшись, засияла красотой, Агастья призвал ее для соития. Но Лопамудра, сложив на груди руки и краснея, умоляла его словами, полными любви, чтобы он взял ее не только ради детей, но и для того, чтобы разделить с нею наслаждение любовью. Она просила лечь с ней на изящную кровать, украсить ее драгоценностями и подойти к ней в венке и украшениях. Это подвигло мужа на поиски богатства и украшений, и, наконец, он сделал все, о чем просила его жена. И когда она сказала: «Ты выполнил все мои желания»*, отшельник возлег со своей женою, которая была равна ему в добродетели.

В соответствии с дхармой считалось, что благородство и достоинство женщин проявляются в их справедливости и святости. Преданная женщина почитала своего мужа превыше аскетизма, она прекрасно справлялась с работой, и получала за это награду. Какими бы суровыми ни были приказы мужа, она должна была подчиняться им как закону, и если мужья бывали чересчур жестокими, их женам жилось невыносимо трудно. С одной стороны, женщин почитали, но с другой стороны, их могли обвинить в лживости, хитрости, порочности, а порой назвать самим дьяволом. С женщинами обращались как с имуществом, девочек могли дарить, дочерей приносили в жертву ради спасения отцов, жен или дочерей часто заставляли удовлетворять похоть гостей.

Законы Ману гласят: «Днем и ночью женщины должны находиться в зависимости от мужчин их клана, и что-

* Mahabharata, 3.95 f.

34

бы они не потянулись к чувственным радостям, их нужно держать в узде». В детстве в семье девочку защищал отец, в молодости — муж, в зрелом возрасте — сыновья, однако она никогда не была «приспособлена к независимости». Считалось, что женщин следует предостерегать от дурных наклонностей, они должны заниматься хозяйством, религиозными обрядами и покупками. Им нельзя было употреблять алкоголь, не позволялось спать в неурочное время, выезжать за пределы государства и посещать дома других мужчин. Женщинам приписывалось много пороков, но тексты эти явно составлены мужчинами*.

Считалось, что женщина наделена даром вынашивания детей, и мать — это сердце семьи. Она является духовным и физическим учителем своих детей, и многие тексты гласят, что «мать — это самый высокий гуру», что «она стоит над десятью отцами» и «что нет выше правды, чем дхарма, и ни одного гуру выше матери». Любовь матери — это постоянная тема в эпосе. Дети должны были уважать и любить свою мать. Когда дети покидали родительский дом и умирал муж, участь женщины становилась особенно тяжелой. Говорили, что «вдовство — величайшее горе».

Есть много упоминаний о желании женщин последовать за мужем после его смерти, однако сжигание вдов в поздние времена в определенных регионах имеет мало общего с классической эпохой. Среди многочисленных легенд «Махабхараты» есть лишь один пример, и один — в последних семи книгах «Рамаяны». Между тем сати (suttee), сожжение вдов из «преданности» мужьям, появилось в Индии до зарождения христианства и вызвало реакцию греческих мыслителей. Ритуальное сожжение вдов распространилось в первые века н. э. в Южной Индии, и к X веку иногда вместе с трупом короля сжигали

* Laws of Manu, 9.

35

до тысячи жен. Лишь некоторые индуистские законники и поэты осудили этот обычай, однако отменили его лишь в XIX веке, во времена колонизации Индии Британией. Тем не менее о некоторых случаях сожжения сообщалось и в XX веке.

Множество вдов было сожжено вместе со своими мужьями в погребальном костре и не всегда добровольно, а порой и по принуждению. Это подтверждает множество записей, сделанных с XVIII по XX век*.

Сокрытие под чадрой и изоляция женщин в большей степени присущи исламской традиции, и об этом мы расскажем в разделе, посвященном этой религии. Однако вторжения магометан в Индию начиная с XI века усилили жестокость по отношению к женщинам, которая и так была присуща законам и обычаям брахманов. В индийском обществе именно мужчина, отец или муж, полностью распоряжался женщиной, дочерью либо женой. До сегодняшнего дня многие мужчины, особенно брамины, полностью обслуживаются своими женами. В соответствии с традицией жена брамина должна вставать первой, чтобы помыться и привести в порядок дом; только после этого она должна будить мужа, не подходя близко к его кровати (поскольку после рождения первого ребенка принято спать порознь и в разных комнатах). Она кланяется ему, сложив руки на груди, и говорит: «Приветствую тебя, господин Кришна». Если у него есть время, она должна поклониться большому пальцу на правой ноге мужа, отметив его сандаловым деревом, и возжечь фимиам и свечи как Богу.

Как бы то ни было, шестьдесят лет назад дама из рода браминов, диктовавшая миссис Стивенсон обязанности жен, сказала со смехом: «Нет сомнения в том, что мы должны оказывать почтение мужьям, но

* См. Е. Thompson, Suttee, 1928.

36

сейчас нам не до этого... По утрам у меня хватает времени лишь на то, чтобы встать у подножья его кровати и сказать: «Ута-ута!» (Ну-ка, вставай!) А потом я занята приготовлением завтрака. У меня просто нет времени, чтобы тратить его на поклоны!»* Если так было в 1920 году, то, скорее всего, такое отношение распространилось и на сегодняшний день, после того как женщины включились в социальное и политическое движение Индии. Однако старухи и деревенские женщины придерживаются некоторых традиционных обрядов. Порой под эгидой национального возрождения выходит в свет нечто безнадежно устаревшее, а иногда и вполне приемлемое.