Учениеи деятельность Иисуса Христа

Иисус Христос был иудеем, и его слова о сексе и браке имеют под собой иудейскую подоплеку.

Эллинистические идеи и идеи дуализма начали появляться с Павлом, а Иисус Христос жил в Галилее, где

ритуалы соблюдались не столь строго, как в Иудее, и Евангелия, которые описывают жизнь и учение Иисуса

Христа, написаны на греческом языке.

Иисус утверждал, что моногамный брак изначально установлен Господом и не является новизной в учении:

«И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил

их». Как и в книге Бытие, в Евангелии написано, что «в начале же создания, Бог мужчину и женщину

сотворил их. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною

плотью; так что они уже не двое, но одна плоть» (Мк. 10:6—8).

271

Это утверждение было сделано в контексте развода, и Иисус дальше сказал: «Итак, что Бог сочетал, того

человек да не разлучает». Такая критика развода шла вразрез с еврейскими обычаями и Законами Моисея,

согласно которым, разводы разрешались «по жестокосердию вашему». Иисус Христос говорил, что, «кто

разведется с женою своею и женится на другой, тот прелюбодействует от нее и если жена разведется с

мужем своим и выйдет за другого, прелюбодействует». Эти стихи встречаются у Марка и Луки, и дважды у

Матфея.

Это высокая, но трудная мораль, и позже под ее давлением Церковь ужесточила свое отношение к разводу.

В данном случае Иисус Христос пытался определить цель создания и взял Божественный образец

сотворения мужчины и женщины, которые должны быть одной единой плотью. В таком контексте для

женатого мужчины или замужней женщины взять себе другого партнера означало бы пойти против

единства, завещанного Создателем. Позже Павел объявил, что «совокупляющийся с блудницею становится

одно тело с нею», тем не менее верующий христианин имел право разъехаться с неверующим партнером (1

Кор. 7:15).

Идеал неразделимости, установленный Иисусом для брачного союза, шел параллельно с другими его

идеалами. Он критиковал не только сам акт прелюбодеяния, но и его желание: «Всякий, кто смотрит на

женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф. 5:28). Намерения

приравнивались к поступкам, что выражено в его утверждениях о принятии клятв и правдивости, об

убийстве и ярости, о смирении и необходимости подставить другую щеку, о любви к друзьям и врагам.

Евангелие от Матфея допускало развод только по причине прелюбодеяния, хотя многие ученые считают, что

это добавлено позже, так как этого нет в других Евангелиях. Матфей также являлся одним из тех учени-

272

ков, которые восклицали, что если развод — это блуд, то тогда лучше не жениться. На это Иисус Христос

ответил, что некоторые были рождены скобцами, кого-то сделали ими, а кто-то стал скобцом ради Небесного

Царства. Так были оправданы некоторые формы целибата.

Жесткость более поздней Церкви в запрещении развода не сравнима с ее отношением к другим идеалам

Христа. Церковь во время войны часто санкционировала лишение жизни или казнь через отсечение головы.

Она же настаивала на принесении клятвы во время гражданских и церковных судебных тяжб. То есть

Церковь не стремилась к буквальному воплощению других идеалов учения Христа, она требовала лишь

беспрекословного подчинения идеалу, запрещающему разводы. Развод воспринимали как непростительный

грех, хотя Иисус Христос указывал на этот проступок как на грех против Святого Духа.

Большую часть учений Иисуса о нравственности, и даже то из них, в котором говорится о похотливом

взгляде на женщину, можно сравнить с учениями раввинов, в целом рассматривавших идеальный брак как

постоянную моногамию. Очевидно, новизна Иисуса заключалась в свежести его подхода: он отбрасывал в

сторону игру слов о законе и открыто общался с людьми всякого рода. Его моральный облик виден как в его

заповедях, так и в его поступках. Его называли ненасытным человеком и пьяницей, снискавшим недобрую

славу своей «дружбой с мытарями и грешниками». Мытари — это сборщики налогов на общественные

нужды, которых презирали из-за их жадности и безнравственности, а также из-за того, что их работа

требовала контакта с иностранными правителями, что в наше время снискало бы им клички предателей.

«Грешники» представляли собой тех, кто отрицал суровые правила Закона и вел аморальный образ жизни.

Все эти отщепенцы нуждались в Боге,

273

и Иисус Христос сказал, что Он пришел «призвать не праведников, но грешников к покаянию».

Когда Иисус обедал в доме Фарисея, женщина омыла Ему ноги, вытерла их своими волосами и смазала их

ароматным маслом. Ее знали как «грешницу», хотя непонятно, имели ли ее грехи отношение к сексу. Однако

Фарисей подумал, что Иисус должен знать о ее порочности. Иисус заговорил о ее любви, на которую следует

обратить внимание, если она была проституткой, и что ее надо простить. «Прощаются грехи её многие за

то, что она возлюбила много» (Лк. 7:47).

В другом примере женщину, которая была «взята в прелюбодеянии», привели к Иисусу и спросили Его,

следует ли ее забить камнями, как предписывал Закон Моисея. Напомним, что подобный вопрос был задан и

Мухаммаду (см. ранее). По Закону, «они оба должны умереть», но рядом не было никакого виновного

мужчины, даже несмотря на то, что женщину поймали во время самого проступка. Это было таким

лицемерием и настолько противоречило принципу, запрещавшему созерцание женщины с вожделением, что

Иисус Христос сказал: «Кто из вас без греха, первый брось на нее камень». Когда все они ушли, Иисус

сказал женщине: «И Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши» (Ин. 8:11).

Иисус Христос часто встречался с отщепенцами и заботился о презираемых и нравственно больных, но Его

исцеление физически больных производило особое впечатление на современников. О Его личной жизни

известно немного. Был ли Он женат? Для еврея необычно было оставаться безбрачным. И все же Иисус

считал, что статус женатого человека мог бы оттолкнуть от Него некоторых христиан, которые были

убеждены в Его Божественном происхождении, «Богом, пришедшим во плоти». Иисус Христос собрал

учеников, мужчин и женщин, и, согласно преданию, в день Пятидесятницы Святой Дух снизошел на

двенадцать учеников (апосто-

274

лов) и их спутниц, «с некоторыми женами и Мариею, Материю Иисуса, и с братьями Его» (Деян. 1:14). Это

было духовным посвящением.

В Евангелии есть некоторые аскетические учения, которые перекликаются с аналогичными идеями

еврейских школ времен Иисуса Христа. Это был период общей социальной и политической смуты, когда

многие люди ожидали величайших конфликтов и жили в предвкушении конца света, а некоторые уходили

от мира, чтобы подготовиться к этому. Самыми известными среди них были ессеи; некоторые из их доктрин

стали доступны лишь после обнаружения свитков Мертвого Моря с 1947 года и позже. Встречался ли с

представителями таких общин Иоанн Креститель или Иисус во время сорока дней, проведенных в пустыне,

— неясно, однако свитки дают картину религиозного и культурного контекста раннего христианства. Одни

ессеи жили в пустынях, таких, как Кумран, другие жили в городах. Историк Иосиф Флавий говорил, что

некоторые из них не одобряли брак, многие придерживались иной точки зрения, и тот факт, что в Кумране

были выкопаны из могил женские скелеты, показывает, что это была одна из наименее экстремальных

общин. Храмовый Свиток запрещал сексуальные отношения в любом месте города Иерусалима, и это

противопоставлялось идее развода. «Дамасское правило» обращается к членам Кумранской общины,

которые женились и рожали детей с предписаниями следовать Закону и правилам, касающимся отношений

мужа и жены, отца и ребенка.

Ессеи строго соблюдали Закон. И хотя некоторые стихи из Евангелия предполагают аналогичное отношение,

остальные менее жестки. Иисус Христос представлен в Евангелиях как человек, требующий верности Себе,

даже превыше семейных уз. Как сказано в Евангелии от Матфея: «Кто любит отца или мать более, нежели

Меня, не достоин Меня», а у Луки ученик должен «возненавидеть» своего отца и мать, и жену, и детей

275

(Мф. 10:37; Лк. 14:26). Приоритетом была верность Христу, однако то, что и в семейной жизни ей можно

следовать, показывает тот факт, что много лет апостол Петр и другие брали своих жен, когда отправлялись

в странствия с проповедями (1 Кор. 9:5). Постоянное ожидание наступления царства Божьего окрашивает

всю раннюю христианскую мысль. Но со временем возникла необходимость в модификации вероучения.