Строгость и целомудрие

Несмотря на священную окраску отношений между парами, были те, кто находили мирские дела неприемлемыми. Индуистские аскеты, а также монахи дзэн и буддийские монахи были способны отречься от нормальной жизни. В Упанишадах царь Брихадратха, утвердив своего сына на престоле, стал равнодушен ко всему на свете, удалился в лес и простоял там, вытянув руки к солнцу, тысячу дней. Тем, кто посещал его, он отвечал: «Неужели в этом дурно пахнущем, хилом теле, в этом вместилище костей, мускулов, мозга, плоти, семени, крови, слизи, слез, соплей, кала, мочи, газов, желчи и мокроты остается еще и место для радости и желаний?»**

Постепенно развивается диалектика души и тела, подобно тому, как это было и в других религиях. Уже никто не вкладывает мистический смысл в отношения полов и тем более не видит в них обретение спасения. Напротив, подавление сексуальных и всех иных желаний рассматривается как путь к освобождению. В эпических произведениях миллионы мудрецов говорят об освящении жизни и таким образом о сжигании всех своих грехов. В то же время сам аскетизм, будучи могучей силой,

* Laws of Manu, 8.367 f.; 11.59.104 f., 175. ** Maitri Upanishad, 1.3.

31

становится опасным для стабильности мира и угрожает богам. Чтобы искушать аскетов, на них посылали нимф, и стремившиеся к воздержанию при виде красивых женщин быстро забывали о своих убеждениях.

Когда бог Индра увидел опасность в могущественной строгости пророка Вишвамитры, он послал к нему нимфу Менаку, чтобы та отвлекла его. Девушка, обладавшая тонкой талией и прелестными ягодицами, поздоровалась с аскетом и начала заигрывать с ним. Ветер поднял ее юбку, и она предстала перед его взором обнаженной. Он страстно возжелал ее, и они долго любили друг друга в лесу, и время пролетело как один день. После Менаки отшельник завладел Шакунталой, героиней другой истории.

Сохранилось огромное количество рассказов об аскетах, испытавших непроизвольный оргазм при виде красивой женщины. Индра послал к Шарадвату божественную нимфу, чтобы проверить его строгость. Когда тот увидел нимфу в лесу, ее несравненную фигуру под легким одеянием, мудрец, содрогаясь, не сводил с нее глаз. Он пытался сдержаться, однако им овладел неожиданный спазм, и он, сам того не ведая, излил свое семя. Оно упало на красные стебли, которые разделились надвое, и из них родились близнецы.

Но воина Арджуну не так-то легко было совратить. Индра послал нимфу Урваши, чтобы соблазнить его. Щедро описаны все ее прелести: луноподобное лицо, волосы, наполненные цветами жасмина, груди с черными сосками, вздрагивающие при ходьбе, храм бога любви, возвышающийся, подобно горе, лодыжки, на которых позвякивали колокольчики, длинные красные пальцы ног. Однако на Арджуну это не произвело никакого впечатления, он поклонился ей как слуга, пропустил ее речи мимо ушей и отнесся к ней с почтением как к матери. И тогда Урваши прокляла его, сделав импотентом. Тем не менее у Арджуны было много жен и любовниц, и

32

эта история доказывает, что Индра одобрил сопротивление своего сына перед искусительницей, хотя из-за

этого проклятия Арджуна целый год оставался бессильным как мужчина. В последней книге «Рамаяны» та же нимфа Урваши, играя в воде, встречается с богом Варуной, который страстно возжелал ее. Однако она заявляет, что уже «предназначена другому», и поэтому он изливает свое семя в кувшин*.

В эпосе утверждается, что целомудрие — высшая добродетель. Мужчины не должны слушать непристойные разговоры о женщинах и смотреть на них, когда они обнажаются; а если мужчину охватит пламя порочной страсти, он должен остудиться, окунувшись в воду. Еще большее значение придавалось целомудрию женщин. Много раз выходя замуж, Драупади «каждый день снова становилась девственницей», и таким образом каждый из братьев брал ее нетронутой. На скромности повсеместно настаивали, поэтому купаться, а также спать в обнаженном виде, было запрещено, хотя такое и встречается в рассказах о Кришне. Странно, что, несмотря на восторженное описание в индийской литературе любовных утех, обнаженные тела редко появляются в индийской живописи, и многие статуи в точности отображают рельеф округлого женского тела, но сокрытого одеждой, застегнутой на запястьях и лодыжках.