Брак в Коране

Одна из сур Корана различает жен Мухаммада:

О пророк. Мы разрешили тебе твоими тех, которым ты дал их награду, и тех, которыми овладела твоя десница из того, что даровал Аллах тебе в добычу, и дочерей твоего дяди со стороны отца, и дочерей твоих теток со стороны отца, и дочерей твоего дяди со стороны матери, и дочерей твоих теток со стороны матерей, которые выселились вместе с тобой, и верующую женщину, если она отдала самое себя пророку, если пророк пожелает жениться на ней, — исключительно для себя, помимо верующих (33, 49).

За жен в строгом смысле этого слова был выплачен выкуп. Рабыни-наложницы были взяты во время войны или получены в дар. Были и двоюродные сестры. Женитьба на родственницах разрешалась с ограничениями, и в данном случае допускалась лишь в отношении тех, кто уехал с Мухаммадом в Медину. Отдельно стоит отметить женщин-мусульманок, предложивших себя без выкупа. Вероятно, эти женщины и их родственники страстно мечтали установить близкие отношения с Пророком. Некоторые из них, возможно, даже подписали временный договор с ним, но ни у одной из этих женщин не было комнат, как у законных жен, в его доме в Медине.

В Коране множество сур, в которых говорится о взаимоотношении полов. Одна из наиболее цитируемых (4, 3),

205

побуждала мужчин иметь двух, трех, четырех жен. Традиционно считается, что этот отрывок был создан после того, как множество мужчин было убито в битве при Ухуде, и женщины с детьми остались одни. Глава открывается напоминанием о создании Адама и Евы. «Бойтесь вашего Господа, который сотворил вас из одной души и сотворил из нее пару ей, а от них распространил много мужчин и женщин» (4, 1). Когда встал вопрос о сиротах и об опеке над их имуществом, которое могли присвоить себе безжалостные охранники, оставив осиротевших девушек у себя, отказываясь на них жениться, было начертано: «И давайте сиротам их имущество и не заменяйте дурным хорошего. И не ешьте их имущество в дополнение к вашему, — ведь это — великий грех!» (4, 2).

Далее следовало предписание вступать в полигамные браки: «А если вы боитесь, что не будете справедливы с сиротами, то женитесь на тех, что приятно вам, женщинах — и двух, и трех, и четырех... И давайте женам их вено в дар» (4, 3). Однако и такой полигамный брак мог вызвать неприятности, и потому «если боитесь, что не будете справедливы, то — на одной или на тех, которыми овладели ваши десницы» (4, 3).

Вероятно, в этой суре не имелось в виду, что охранник должен жениться на той, которую охраняет. Скорее всего, тут говорится о том, что все девушки должны хорошо выйти замуж, с выкупом и приданым, как только они достигнут подходящего возраста. Именно поэтому неограниченную арабскую полигамию пришлось сократить до четырех жен максимум, хотя число любовниц не ограничивалось. Как мы уже видели, полигамия была распространена в Индии, Китае и в Африке. Однако в исламе она имела особое письменное оправдание. В наше время некоторые апологеты-мусульмане утверждают, что, несмотря на то, что полигамия в древности при определенных обстоятельствах была разрешена, все равно невозможно поступать справед-

206

ливо или «благопристойно» с несколькими женщинами одновременно, и, следовательно, мужчина должен иметь только одну жену.

Согласно Корану, браки заключались для рождения детей и жениться рекомендовалось каждому: «И выдавайте в брак безбрачных среди вас и праведных рабов и рабынь ваших. Если они бедны, — обогатит их Аллах Своей щедростью... И пусть будут воздержаны те, которые не находят возможности для брака, пока не обогатит их Аллах Своей щедростью» (24, 32—33).

Брак мусульманина с еврейкой или христианкой считался законным, однако женщина-мусульманка не должна была выходить замуж за человека иной веры. Браки с язычниками были строго запрещены, если «неверные» не обращались в мусульманство: «Не женитесь на многобожницах, пока они не уверуют: конечно, верующая рабыня лучше многобожницы, хотя бы она и восторгала вас» (2, 220). И так же говорили женщинам: «И не выдавайте замуж за многобожников, пока они не уверуют! Конечно, верующий раб лучше многобожника, хотя бы он и восторгал вас» (2, 220).

Соитие поощрялось, но ему должен был предшествовать благочестивый поступок: «Ваши жены — нива для вас, ходите на вашу ниву, когда пожелаете, и уготовайте для самих себя, и бойтесь Аллаха, и знайте, что вы Его встретите, — и обрадуй верующих!» (2, 223). Эти слова воспринимались как наказ произносить благочестивые фразы перед соитием и служили напоминанием о том, что Господь будет судить нас по делам нашим на Страшном суде. Женщин воспринимали в образе нивы. Метафора нивы, вероятнее всего, продолжение примитивного представления о соитии как о сеянии семян. Слова «как пожелаете» многозначительны. Здесь имеется в виду либо то, что человек может вступать в соитие в любое законное время, либо это ссылка на различные позы во время совокуплений. Считается, что «противо-

207

естественная практика» исключается словами: «Приходите к ним так, как приказал вам Аллах», приведенными в предыдущем стихе.

Соитие во время менструации было строго запрещено: «Они спрашивают тебя о менструациях. Скажи: «Это — страдание». Отдаляйтесь же от женщин при менструациях и не приближайтесь к ним, пока они не очистятся» (2, 222).

Строго запрещались некоторые виды брака, особенно с кровными родственниках со стороны матери или отца. В доисламские времена мужчины могли жениться на женах отцов, а также одновременно на двух сестрах. Однако мусульманам запрещалось и то и другое:

Не женитесь на женщинах, на которых были женаты ваши отцы... И запрещены вам ваши матери, и ваши дочери, и ваши сестры, и ваши тетки по отцу и матери, и дочери брата, и дочери сестры, и ваши матери, которые вас вскармливали, и ваши сестры по кормлению, и матери ваших жен, и ваши воспитанницы, которые под вашим покровительством от ваших жен, к которым вы уже вошли... и жены ваших сыновей, которые от ваших чресел; и — объединять двух сестер, если это не было раньше (4, 26—27).

Браки и семьи были реорганизованы Мухаммадом таким образом, чтобы дать приоритет отцовству и наследникам по отцовской линии. Раньше разрешение жениться на кровных родственницах распространялось также и на родственниц по отцовской линии. Некоторые из арабов до ислама поддерживали систему родства, которая регулировала браки наследников по материнской линии. Существовала полиандрия (многомужество), при которой женщина могла иметь несколько мужей, а физическому отцовству не придавалось значения. Разрешение иметь четырех жен, вероятно, было принято для того, чтобы ограничить женщин, дабы они не могли выхо-

208

дить замуж при живом муже, а также чтобы обеспечить брак женщинам, оставшимся в одиночестве после гибели мужей на войне. При исламской системе брака физическое отцовство ребенка всегда будет известно. Женщины, имевшие много мужей, при исламе должны были выйти замуж только за одного мужчину. «Аллах лучше знает вашу веру. Вы — одни от других. Женитесь же на них с дозволения их семей и давайте им их плату с достоинством, — целомудренным, не распутничающим и не берущим приятелей» (4, 29).

У арабов существовал обычай, называемый «мута», «временная женитьба», или «брак для удовольствия», который заключался с женщиной на определенное время и за вознаграждение. Похоже, и это оговорено в Коране: «И разрешено вам в том, что за этим, искать своим имуществом, соблюдая целомудрие, не распутничая. А за то, чем вы пользуетесь от них, давайте им их награду по установлению» (4, 28). К таким временным союзам и в прежние времена относились довольно терпимо, однако ортодоксальное прочтение этого стиха относит такую связь к нормальному браку. Временные союзы были запрещены халифом Умаром, и такая практика позже была сохранена лишь в малочисленной секте шиа.

Развод для мужчин в исламе тщательно регламентировался. Должен быть сохранен интервал в три-четыре месяца между объявлением о разводе, сопровождаемым разъездом, и фактическим разрывом уз брака. «А разведенные выжидают сами с собой три периода, и не разрешается им скрывать то, что сотворил Аллах в их утробах, если они веруют в Аллаха и в последний день» (2, 228). Если женщины беременны, то они не должны скрывать этого и должны остаться со своими мужьями.

В течение трехмесячного периода дорога для возобновления половых отношений должна быть открыта, если обе стороны желают этого: «А мужьям их — достойнее их вернуть при этом, если они желают умиротво-

209

рения. И для них — то же самое, что и на них, согласно принятому. Мужьям над ними — степень» (2, 228).

Разведенных женщин следовало отправлять восвояси по-доброму и нельзя было забирать у них приданое. Разведенная женщина не может выходить замуж за одного и того же мужчину более трех раз, если не заключит брак с другим мужчиной и затем разведется с ним: «Если же он дал развод ей (в третий раз), то не разрешается она ему после, пока не выйдет она за другого мужа, а если тот дал ей развод, то нет греха над ними, что они вернутся, если думают выполнить ограничения Аллаха» (2, 230). Несмотря на то что во всем чувствовалось указание на превосходство мужчины, все же ислам настаивал на некоторых обязанностях мужей по отношению к женам. Они должны были «содержать их пристойно, либо достойно отослать прочь», «не удерживать их по принуждению» и не «дразнить их». Такие указания завершались словами: «Этим увещают тех из вас, которые веруют в Аллаха и в последний день. Это — яснее для вас и чище» (2, 232).

Неприличное поведение наказывалось разными способами. «А те из ваших женщин, которые совершают мерзость, — возьмите в свидетели против них четырех из вас. И если они засвидетельствуют, то держите их в домах, пока не успокоит их смерть или Аллах устроит для них путь» (4, 19). Следующие стихи осуждают «пары, которые совершают это», и эти слова интерпретируются как осуждение гомосексуализма, хотя с такой же легкостью они могут осуждать и аморальное поведение между партнерами противоположного пола. Для развратного поведения предусматривались наиболее серьезные наказания и для мужчин, и для женщин: «Прелюбодея и прелюбодейку — побивайте каждого из них сотней ударов. Пусть не овладевает вами жалость к ним» (24, 2). Безнравственные люди привлекают друг друга: «Дурные женщины — к дурным мужчинам, а дурные мужчины — к дурным женщинам».

210

В ранние века люди, не исповедующие ислам, воспринимали этику раннемусульманского общества, какой она проявлялась в Коране и в традициях, как нечто вроде «санкционированной чувственности» или «пуританского разрешения». Похоже, это общество формировалось в такой обстановке, когда религия и сексуальное поведение не всегда соответствовали друг другу. Слова Пророка регулировали эти отношения и прилагались ко всем элементам жизни. По мере роста кристаллизации религиозного общества необходимо было приспосабливаться к новой ситуации, например, к положению вдов или сирот после войн. Однако основной целью всех установлений всегда объявлялось приведение поведения в соответствие с волей Господа.