Отношения

Эдвин Смит в своем классическом исследовании, потребовавшем от него немало сил, заявлял, что:

Писать о ба-ила и опустить все ссылки на секс — это все равно что писать о небе и не упомянуть о солнце, ибо секс — самый всепроникающий элемент в их жизни. В этой атмосфере воспитываются дети. Ранний возраст для них во многом является подготовкой к сексуальной деятельности, в годы зрелости она становится целью, а старость они проводят в тщетных попытках продолжить ее... Для них соитие находится в той же плоскости, как еда и питье, и при каждом удобном случае они могут заняться этим без ограничения*.

Это было написано свыше шестидесяти лет назад, и многое изменилось с тех пор. Северная Родезия (по названию книги Смита) стала Замбией. Многие из ба-ила теперь христиане, принявшие пуританскую этику, и они отрицают, что приведенная выше картина — справедлива, не важно, для прошлого или настоящего. Сам Смит

* Е. W. Smith and A. M. Dale, The Ila-speaking Peoples of Northern Rhodesia, 1920, ii, p. 35.

169

сначала считался миссионером, хотя он оставил свое религиозное общество и был скорее антропологом. И все же он писал, что «многое неприятно в этой нашей теме», и приводил некоторые описания сексуальных подробностей на латыни, как делал ван Гулик в своем исследовании о половой жизни Древнего Китая.

Африка имеет важное значение потому, что в ней живет большое количество неграмотных людей, до сих пор всецело или частично находящихся вне поля зрения мировых религий. В Австралии сейчас живет сравнительно мало аборигенов. В наши дни большое количество представителей разных племен разбросано по Азии и Америке, а в Африке живет более пятидесяти миллионов таких людей. Сегодня в Африке находится до ста миллионов христиан и еще больше мусульман, и все же древние поверья и обряды по-прежнему руководят этими людьми. Главная трудность, возникающая при изучении африканских идей и практик, состоит в отсутствии текстов из прошлого, поскольку искусство письма вряд ли могло проникнуть в тропические и южные части континента до нынешних времен. Нет ни старинных руководств по сексу, ни учебников, ни классических романов, которые могли бы проиллюстрировать сексуальные отношения внутри африканского общества. Один из доступных источников знаний — это искусство: фигурки, вырезанные из дерева, и каменные статуэтки, хотя объяснить их происхождение не всегда легко.

Большое разнообразие народов, населяющих Африку, также создает дополнительные сложности, поскольку общей организации не существовало. Обобщение до некоторой степени получается в Индии и Китае, так как в этих странах существовала императорская власть, способная консолидировать общество.

Об Африке антропологи написали множество исследований, посвященных современных обычаям, некото-

170

рые из которых корнями уходят в древность. Однако антропологи не всегда в деталях обсуждают секс либо делают это, не задействуя религию, а некоторые из наиболее чувствительных склонны к тому, чтобы замалчивать эту тему. Книга Смита уникальна, так как у ее автора есть огромное преимущество — сам исследователь вырос среди людей, говорящих на языке Ила, и он знает их язык так же хорошо, как свой родной. Не следует думать о том, что в приведенной выше цитате он защищает секс без ограничений. Необходимо отметить, что Смит признает, что если есть ограничения в еде и питье, то могут быть ограничения и в реализации сексуальных инстинктов. Необходимо уважать собственнические права других людей, поэтому существовали табу на время и место совокупления.