Дао и секс

«Из всех десяти тысяч вещей, созданных Небесами, человек — самая драгоценная. Из всего, что может благоприятствовать человеку, ничто не сравнится с соитием. Оно подражает Небесам и принимает форму Земли, оно регулирует инь и управляет ян. Тот, кто понимает его предназначение, сохраняет свою природу и продлевает свои дни; тот, кто не может постичь его истинный смысл, наносит себе вред и умрет прежде своего срока»*. Так утверждал ученый Тун Хсен в трактате «Искусство любви», написанном в VII веке до н. э.

Последователи дао из высочайших и нижайших сословий китайского общества стремились культивировать сексуальную энергию и сбалансировать инь и ян. Эта энергия концентрировалась во время любовных игр, а во время оргазма исторгалась из тела и переходила к партнеру другого пола, из мужчины в женщину и из женщины в мужчину. Считалось, что такой взаимный обмен инь и ян создает совершенную гармонию и поло-

* R. Н. van Gulik, Sexual Life in Ancient China, pp. 125 ff.

112

вое влечение, вместо того чтобы с годами снижаться, возрастает, становится только сильнее и приносит долголетие.

И вновь процитируем Тун Хсена:

Поистине, Небеса поворачивают налево, а земля направо. Так четыре времени года сменяют друг друга, мужчина зовет, а женщина следует за ним, наверху происходит действие, а внизу — отклик; и это естественный порядок всех вещей... Мужчина и женщина должны двигаться в соответствии со своим космическим предназначением, мужчина должен давать сверху, а женщина принимать снизу. Если они соединяются таким способом, то можно сказать, что Небеса и Земля находятся в гармонии.

Половые отношения в Китае преследовали две главные цели. Первая — рождение детей, особенно здоровых мальчиков, чтобы мужской ян находился в наибольшей силе для продолжения рода, чтобы было кому позаботиться о предках и для установления мирового порядка. Однако мужское семяизвержение следовало строго ограничивать, тогда как женщина обладала неисчерпаемым источником энергии инь.

Следовательно, вторая цель состояла в укреплении мужской жизненной силы путем поглощения и трансформации женской энергии инь. Предполагалось, что сущность инь содержится во влагалищных выделениях, которые поглощает мужчина, но наибольшего результата можно добиться с помощью coitus reservatus (задержания семени), то есть соития без эякуляции. Если это делать с несколькими партнерами и продлевать коитус насколько это возможно без оргазма, тогда ян нарастет и укрепится. Несмотря на то что даосизм подчеркивал значимость взаимодействия инь и ян, не предполагалось, что это обязательно означает любовь и равенство

113

между партнерами. В богатых семьях жили многочисленные наложницы, и мужчина-господин не мог во время каждого полового акта извергать семя. Ограничение эякуляции помогало решить эту проблему, так как китайцы верили, что задержание семени укрепляет здоровье.

Некоторые особенности сексуальной жизни даосов входили в резкое противоречие с конфуцианством и буддизмом. Даосы считали, что воздержание противоестественно, а целибат приводит к неврозу, в то время как буддисты защищали монастырский целибат. Даосы учили задерживать выброс семени не только дисциплиной ума, но и с помощью физических способов. Надавливание пальцами на семенные канальца препятствовало эякуляции. Таким образом жидкость переправлялась в мочевой пузырь. Однако теория даосов, как и индийских йогов и тантристов, говорила, что семя (ching) должно «поплыть наверх» по позвоночнику, чтобы «напитать мозг» и всю систему. Так мужская сущность ян усиливается благодаря контакту с женской инь.

В китайской литературе, посвященной сексу, подчеркивалось, что семя — это самое драгоценное, чем владеет мужчина, и каждый его выброс должен компенсироваться путем приобретения равного количества энергии инь от женщины. Мужчине следует полностью удовлетворять женщину при каждом соитии, но сам он должен извергать семя только в определенных случаях. Если пара хотела, чтобы женщина зачала ребенка, то наиболее благоприятным временем для этого считалось пять дней после менструации.

Предосудительной в глазах других религий была практика даосов устраивать публичное церемониальное соитие, процветавшее в период раннего христианства и напоминавшее индийскую тантру «левой руки». После литургического танца два главных виновника торжества совокуплялись в присутствии конгрегации, члены рели-

114

гиозной общины могли заняться тем же в комнатах, расположенных по сторонам двора храма. Соитие считалось священным, а человеческий союз соответствовал единству вселенной. При этом уделялось тщательное внимание времени года, погоде, фазам луны и астрологическим данным*.

Руководства по сексу составлялись по древнекитайским рукописям и часто писались в форме диалогов. Мифический Желтый император, Хуанг Ти, фигурировал почти во всех книгах начиная с ранних веков, он задавал вопросы женщинам-стражам о тайнах секса. Одну из самых главных стражниц звали Невзрачная девушка Су-ну, она была речной богиней и могла принимать форму раковины — символа плодородия в Китае. Сохранилась история о бедном, но добродетельном мужчине, который нашел на берегу реки большую раковину и принес ее домой, и с тех пор всякий раз, когда он покидал дом, возвратившись, обнаруживал, что в доме прибрано и приготовлен обед. Он тайно подглядел, как из раковины вышла прекрасная юная девушка, назвавшаяся Су Ну. Она рассказала, что ее послал присматривать за ним Небесный император. Девушка исчезла, однако раковина осталась, и она всегда была полна риса**.

Далее говорится, что Невзрачная девушка вместе со своими подругами — Темной девушкой и Избранной девушкой — научила бедняка искусству любви. Избранная девушка — фигура неясного происхождения, однако считалось, что она тоже богиня***.

Также упоминалось, что «Желтый император обучился искусству любви у горничной — Темной девушки. Это искусство состояло в умении подавлять семяизвержение, поглощать женскую жидкость, заставлять семя

* R. Н. van Gulik, Sexual Life in Ancient China, pp. 46 ff. ** J. Needham, Science and Civilisation in China, 1956, ii, pp. 146 ff. *** R. H. van Gulik, Sexual Life in Ancient China, pp. 74 ff.

115

возвращаться, чтобы укреплять мозг и таким образом обретать долголетие».

В ранние века существовал целый ряд руководств по сексуальной жизни, написанных в форме диалогов между Желтым императором и одной из этих девушек. Такие руководства были проиллюстрированы картинками различных поз, а способы соитий были хорошо известны как мужьям, так и женам, и танцовщицам, поскольку такие руководства входили в приданое невесты. Руководства не только обучали получению удовольствия от сексуальных отношений, но и объясняли, каким образом укрепить здоровье и продлить жизнь.

Известный поэт Чан Хен, живший во II веке, описывал невесту, обращавшуюся к будущему мужу. Она встряхнула подушку и матрац, зажгла лампу и наполнила горелку фимиамом. Она заперла дверь, сняла свои одежды и развернула свиток, изображающий Невзрачную девушку, чтобы та просветила ее, подобно тому, как обучала Желтого императора, «чтобы мы испробовали все позы, которые обыкновенный муж мог бы принять, но которые он вряд ли когда-то видел»*.

Учитель Тун Хсен, цитируемый в начале этой главы, писал: «Способы соитий, которым обучает Темная девушка, дошли до нас из древности; однако все это — лишь отблески чего-то большего, тайна которого непостижима». Он приводит много подробностей и деталей объятий, поцелуев, ласк, учит, с какими интервалами совершать фрикции, в какое время лучше и в какие сезоны года чаще.

Описаны тридцать поз, принимаемых во время соитий, и каждая из них имеет метафорическое имя: «Рог единорога», «Извивающийся дракон», «Пара ласточек», «Трепещущие бабочки», «Летящие в обратную сторону утки», «Бамбук возле алтаря», «Скачущий конь», «Пры-

* R. Н. van Gulik, Sexual Life in Ancient China, p. 73.

116

гающий белый тигр», «Феникс в расщелине циннабар» и так далее*. Здесь, как и в других рукописях, даются описательные названия половым органам. Мужские называются нефритовым стеблем, добрым пиком, раздувающимся грибом, головой черепахи или подушкой дракона. Женские именуются нефритовыми воротами, раскрытым пионом, золотым лотосом, принимающей вазой, струной лютни, золотым оврагом, глубокой долиной, цыплячьим языком. Самым сильным природным веществом был циннабар, розовато-лиловый кристаллический камень, который символизировал собой объединенную энергию инь и ян.

Руководства по сексу были популярны в Китае на протяжении многих веков. Иногда бесчисленные вопросы по искусству спальни обсуждались в книгах даосских классиков, а списки медицинских пособий включали труды по сексу, такие, как: «Классика тайных способов Невзрачной девушки», «Руководство по сексу Темной девушки», «Сборник секретов спальни», «Принципы укрепления жизни», «Поэтическое эссе о высшей радости». Во времена правления династии Тан, с VII по IX век, руководства по сексу расценивали как ветвь медицинской науки. В те времена во многих книгах этой теме посвящались специальные разделы.

Самой популярной из всех медицинских работ была книга «Бесценные рецепты», написанная в VII веке врачом Сун Цзумо. В разделе о «здоровой сексуальной жизни» Сун писал о том, что после сорока лет потенция мужчины уменьшается и что ему необходимо знать об искусстве спальни. Сексуальным приемам обязательно нужно учить, потому что в юности мужчина не понимает дао, а в старости он может быть слишком слабым или больным, чтобы получить от него пользу. Si jeunesse savait, si vieilesse pouvait («Если бы молодость знала, если

* Ibid., pp. 125 ff., much detail in Latin.

117

бы старость могла»). Соитие не должно служить лишь тому, чтобы удовлетворять похоть, его нужно контролировать, чтобы наращивать жизненную силу.

Сун подчеркивал важность любовной игры, возбуждающей страсть в женщине, и говорил о необходимости испить ее нефритовую жидкость, ее слюну. Не имело значения, красива ли женщина, молода ли она, но считалось, что идеально было бы совокупиться за одну ночь с несколькими женщинами, ни разу при этом не потеряв семени. Женщин нужно менять, поскольку если совокупляться только с одной, ее сила инь ослабеет и не принесет пользы партнеру. Эякуляцию нужно контролировать, сдерживая дыхание и сдавливая уретру, чтобы семя поднялось к мозгу, «удлиняя таким образом жизненный путь человека».

Сун рассказал историю, которую часто цитируют другие авторы. Крестьянин, семидесяти лет от роду, сказал ему, что ян у него в избытке, и он может заниматься любовью со своей женой по нескольку раз в день. Сун ответил, что это очень нехорошо, что это последняя вспышка огня и что крестьянину следует воздержаться от частых соитий. Спустя шесть недель крестьянин умер, и это послужило предупреждением о том, что необходимо контролировать половые отношения.

«Мужчина не может обойтись без женщины», — говорил Сун, «а женщина не может жить без мужчины». Однако страсти не должны свободно изливаться, чтобы не лишить мужчину его жизненной энергии. Мужчины могут тратить свою жизненную силу, когда она их переполняет, а в старые годы, если мужчина будет ограничивать себя, то он будет подобен лампе, в которую подливают масло, не давая ему выгореть. Сильный мужчина старше шестидесяти может не впасть в маразм, даже если он не вступал в соитие с женщиной в течение месяца, и если он в состоянии контролировать себя так долго, значит, он сможет продолжать в том же духе и даль-

118

ше. Главная цель — это сохранить драгоценное семя и продлить жизнь, а чувства женщины или к женщинам не имеют большого значение, хотя сила инь также стимулируется благодаря соитию, даже если не происходит семяизвержения*.