Светский брак и мораль

Буддизм начинался с того, что ученики собрались вокруг своего наставника, чтобы сформировать ядро монастырского ордена, а потом движение стало быстро перерас-

71

тать в религию, приобретавшую все большее количество последователей, мужчин и женщин, которые поддерживали монахов. Многие буддисты, миряне и монахи мало или почти ничего не знали об учении тантры в пору ее расцвета, так как подробности тантризма не позволяют создать картину патологического увлечения эротикой.

В ведическую эпоху свадьбы устраивались отцами, и, несмотря на то, что при буддизме женщины до некоторой степени отвоевали независимость (у них, в частности, появилось право голоса при выборе партнера), все же тексты свидетельствуют о том, что отцы «отдавали своих дочерей», а мальчики должны были жениться только с согласия родителей. Принцесса Канха попросила мать убедить отца позволить ей «самостоятельный выбор», созвать собрание, «чтобы выбрать мужа». Если отцу не удавалось найти жениха, то после того, как девушка ждала его решения в течение трех лет, она могла «на четвертый год выбрать себе мужа равного ей по рангу»*.

Дочерей часто расценивали как бремя, несмотря на то, что Будда говорил королю, чья жена родила девочку, что «она может оказаться лучшим отпрыском», чем мальчик. Однако это было отдельным высказыванием, а общие взгляды были иными. И все же убийство новорожденных девочек, происходившее в некоторых других частях мира, никогда не практиковалось в Индии и, разумеется, в буддизме. В одной истории рассказывается о девочке моложе двенадцати лет, которая сначала была невестой, а затем была посвящена в монахини. Считалось, что как только девушки достигают шестнадцатилетнего возраста, они «сгорают от страсти к мужчине», и родители торопятся выдать их замуж, прежде чем они убегут с возлюбленным, что порой случалось. Женщины, заточенные в своих домах, могли вступить в соитие

* См. I. В. Horner, Women under Primitive Buddhism, 1930, pp. 19 ff.

72

С рабами, как упоминается в одном тексте, рассказывающем о женщине, которая «сошла с ума от возбуждения юности и страсти к мужчине».

Организация свадьбы — семейное дело, и обычай индийцев — советоваться с астрологами — решительно отвергался буддистами, по крайней мере во времена классического буддизма. Отцы обеспечивали приданое, состоявшее главным образом из одежды и драгоценностей, а богатые добавляли рабов и скот. Родителям выплачивался выкуп за невесту, при повторном браке величина выкупа сокращалась. Брачная церемония была гражданской, без обряда, проводимого священником. Обычно свадьба проходила в доме невесты и длилась несколько дней, в зависимости от зажиточности родителей. Праздник был наполнен радостью и весельем, а после него невеста отправлялась с мужем в дом родителей мужа, где предполагалось, что она будет «приятной», выказывать почтение и покорность.

В настоящее время свадебные обряды в разных странах и даже в разных регионах одной страны различны. Часто монахи благословляют новобрачных, а затем следует гражданский ритуал. В некоторых странах закон требует регистрации брака, но только в городах. В деревнях тот факт, что «молодая пара живет вместе, уже является печатью в глазах сообщества»*. По закону, муж является главой союза, однако каждый партнер может обладать частной собственностью и распоряжаться ею исключительно по своему усмотрению.

О взаимных обязанностях мужа и жены бегло упоминается в одной из главных буддийских книгах. Муж обязан уважать жену, быть с нею любезным, верным, дарить ей украшения и предоставить власть в доме. Жена должна служить мужу, любить его и также исполнять

* J. de Young, quoted in J. Bunnag, Buddhist Monk, Buddhist Layman, p. 15.

73

пять обязательств: хорошо выполнять свои обязанности, быть гостеприимной по отношению к родственникам с обеих сторон, хранить верность, следить за имуществом и принимать участие во всех делах супруга*.

Обычаи развивающегося буддизма проиллюстрированы сказками Ятаки. Полигамия была распространена среди богатых и могущественных, и это одобрялось. Жил один брамин, у которого было четыре дочери, а у них — четыре жениха: красивый, старый, благородный и добродетельный. Которым из женихов отдать своих дочерей? Брамин спросил учителя-буддиста, и тот ответил, что главным качеством является добродетель. И брамин отдал всех своих дочерей добродетельному жениху. Сказка заканчивается высказыванием Будды, что «этим учителем был я сам»**.

Несмотря на то что буддизм отвергал кастовые различия и предоставлял больше свободы женщинам, традиционно сохранялось господство мужчин. Женщины считались низшими существами и собственностью мужчин, как говорил один авторитетный человек, женщина «не приспособлена к независимости». В «Винае» приводится список десяти типов жен. Одних покупают за деньги, другие живут вместе добровольно. Некоторыми наслаждаются или пользуются от случая к случаю, иным доверяют одежду; другие обеспечивают дом водой — у них есть подушечка на голове, позволяющая переносить сосуды. Некоторые были рабынями и женами, мастерицами и женами, пленницами с войны, а также временными женами или сожительницами. Испытания полигамного брака упоминаются во всех стихах, воспевающих плачевную участь женщины, которой тяжело «делить дом с другими женами»***.

* Digha Nikaya, 3.190. ** Jataka, 200.

*** Vinaya, 3, 139 f. See I. В. Horner, Women under Primitive Buddhism, pp. 43 ff.

74

Классический буддизм учит целомудрию и мужчину, и женщину. Считается, что Будда объявил: «Пусть мудрый мужчина избегает нечестивой жизни, как груды горящих углей; если он не может жить целомудренно, он не должен грешить с женой другого человека». И еще: «Подобно тому, как дождь пробивается через прохудившуюся соломенную крышу дома, так и страсть находит дорогу в неокрепший ум». Ибо «страсти приносят мало радости и доставляют много боли человеку». Такие проповеди предназначались как монахам, так и мирянам*.

Одна Ятака рассказывает о принцессе, которая была очень добродетельна, но как-то раз, выглянув из окна, увидела красивого премьер-министра, сидевшего за царем на спине слона. Она влюбилась в него и подумала, что если бы ее муж умер, она вышла бы замуж за вице-короля. Но тут она вспомнила, что уже замужем и ее стали мучить угрызения совести. Она рассказала об этом брамину, и тот заверил ее, что это мелочи и что одной такой мыслью она не осквернила своей добродетели. Но женщина продолжала считать, что добродетель ее более не безупречна**.

В буддизме есть пять заповедей (silas): не убивай, не воруй, не потворствуй разврату, не лги, не используй наркотические средства. В той же Ятаке говорится, что все люди придерживаются этих пяти предписаний, вкупе с довольно странным обычаем, касающимся куртизанок. Интерес к истории о добродетельной куртизанке был связан и с Индрой, правителем богов, принявшим облик юноши. Бог подарил ей тысячу монет и пообещал вскоре вернуться, однако три года пропадал на небесах. Куртизанка хранила ему верность «ради чести», но потратила деньги и постепенно стала очень бедной. Наконец,

* Dhammapada, 13, 186. ** Jataka, 276.

75

она пошла к главному судье, рассказала свою историю, и он посоветовал ей вернуться к прежнему занятию, то есть к проституции. Она ушла, и тут же к ней пришел мужчина и предложил еще тысячу монет, и, как только она протянула руку, Индра открылся ей и похвалил ее за верность. Куртизанка пожаловалась, что ее добродетель не совершенна, поскольку она вновь протянула руку за деньгами, однако брамины заверили ее, что протянутая рука не ведет к потере добродетели.

Будда имел последовательниц-женщин и одна из них, Амбапали, была куртизанкой. Она пригласила Будду на трапезу, и он «молчаливо согласился на это». Он прибыл со своими последователями. Амбапали всех накормила, а затем принесла низкий табурет и уселась возле ног Будды, который поучал ее религиозными рассуждениями, а затем удалился. Будда объяснил своим ученикам, что просветленный ум освобождается от отравы чувственности, непостоянства, заблуждения и невежества*.

В буддийских легендах встречаются и другие куртизанки, иногда они живут группами и бывают довольно богатыми. Их занятия никогда никто открыто не осуждает, их род деятельности приводится в самом конце списка других профессий и рассматривается как низкое, хотя и не предосудительное ремесло. У буддистов считалось, как и вообще в индийской философии, что проституция предопределена кармой женщины как кастовая принадлежность. Женщина возродилась в таком низком качестве из-за некоего падения в прежней жизни, однако она не должна оставаться в таком состоянии, и благодаря добродетели и целомудрию в следующей жизни она может подняться на более высокий уровень. Некоторые куртизанки становились монахинями, однако сохранилась только одна запись, что прости-

* Digha Nikaya, 2.97.

76

тутка обращена благодаря молитвам монаха, который говорил с ней о грязи ее тела и вызвал у нее отвращение к постыдному ремеслу.

Орден монахинь обеспечивал сферу деятельности и прибежище для разных женщин, в особенности для тех, кто не был «защищен»: сирот, незамужних, вдов и соломенных вдов. В прежние времена многие монахини происходили из знатных или ученых семей. Такие монахини становились известными молельщицами, а об одной из них даже говорили, что она была «рассудительна, собранна, скрытна, широко образованна и очень остроумная рассказчица». Собрания стихов и псалмов подтверждают существование таких женских качеств, однако монахи-мужчины из сангха всегда считались более значительными*.

Западные исследователи буддизма, жившие в XIX и XX веках, часто представляют его больше как мораль, нежели как религию. В нем нет ни Бога, ни души, только простая гуманистическая этика для интеллектуалов. Такой подход не может объяснить, как буддизм стал религией для половины Азии. О храмах писали, что это лишь молельные дома для суеверных язычников, а тантра — невразумительное учение. И только не так давно проведены религиоведческие исследования буддизма и проанализировано его отношение к сексу.

Массовый буддизм в своем искусстве отражает многие общие индийские понятия. Будда — центральная фигура в группе скульптур. В первые несколько веков он представал не в облике человека, но в виде символа — башмака или зонтика. В индийских скульптурах слуги Будды представляли собой обычных людей, королей и простонародье, мужчин и женщин, животных и демонов. Огромные каменные ворота в Санчи до сих пор несут на себе широкий спектр человеческих фигур, вклю-

* I. В. Horner, op. cit., part II.

77

чая обнаженных девушек с явственно обозначенными йони. В монастырских центрах в Аджанте и Амаравати также много изображений женских фигур. Часто рядом с ними фигурируют и боги, к разочарованию тех, кто представляет себе буддизм как религию аскезы. Вишну, Шива или Индра и сегодня еще встречаются во многих буддийских храмах в Южной Азии, хотя в центре всегда находится Будда.

В мифологии и искусстве буддизма тхеравады и Южной Азии воплотилось все разнообразие человеческого опыта. Еще более глубоко буддизм распространился в Китае, Японии и в северных землях, где он процветает с давних пор. Отношение буддистов к сексу еще долго будет приниматься во внимание в этих регионах.

78