Дебаты о гипнозе

Крескин, который выступает как гипнотизер и гипнотизировал тысячи людей, не верит в то, что существует особое состояние «гипнотического транса». При этом он мог демонстрировать силу внушения и желание гипнотизируемых выполнять команды. Гипноз, как он утверждает, является исключительно естественным психологическим

1 Плацебо — имитация лечебного воздействия (обычно лекарственного препарата), не содержащая действующего начала и оказывающая лечебное действие только благодаря психотерапевтическскому эффекту. (Примеч. ред.)

162

явлением, и нет необходимости использовать для его обоснования какие-то сверхъестественные или оккультные причины1.

Утверждается, что гипноз эффективно используется полицейскими властями и в судах, что помогает им обнаруживать факты, связанные с преступлениями. Его использование основывается на убеждении, что гипноз каким-то таинственным образом способен улучшить память человека и обнаружить скрытые факты, связанные с прошлым. Психолог Роберт Бейкер из университета в Кентукки в своей книге «Они называют это гипнозом»2 показывает, насколько ненадежным нередко оказывается гипноз. Другие ведущие психологи, такие как Теодор Кс. Барбер (Theodore X. Barber) и Мартин Орн (Martin Orne), утверждают, что гипноз переводит гипнотизируемых в более расслабленное состояние, в котором они получают возможность сконцентрироваться и, возможно, что-то лучше вспомнить. Гипнотизируемые часто утверждают, что вспомнившееся ими истинно, но может быть затуманено образами и картинами, созданными их же собственным воображением. Опыт показывает, что человеческая память зачастую бывает зыбкой и неточной, она не похожа на видеозапись, и воспоминания могут пересоздаваться заново. Тут в игру вступают и другие психологические процессы. Так, во многих случаях собеседование, фантазия и творческое воображение могут лучше объяснить феномены «прошлых жизней».

Я сам применял эту методику в ходе изучения реинкарнации. Когда я просил моих студентов вернуться в их предыдущие жизни, то начинал с совета выбрать период в их жизни, представляющий для них особый интерес, и представить, что они находятся именно в том периоде. Иногда меня изумляла яркость историй, которые они рассказывали. Так, например, один из присутствовавших в лекционной аудитории живописал свою прошлую жизнь в качестве возницы римской колесницы и детальнейшим образом описал свою кожаную одежду. Другой рассказывал о своей жизни в Египте времен строительства пирамид. Студентка вернулась в примитивное племя неандертальского периода; она сидела в кругу людей и вместе с другими ела сырое мясо. Ни в одном случае я не «гипнотизировал» этих людей, просто просил дать свободу своему воображению. Я также пытался побудить людей заглянуть в их будущую жизнь, и те, у кого было развито научно-фантастическое воображение, начинали рассказывать о космиче-

1 Kreskin. Secretes of the Amazing Kreskin (Секреты удивительного Крескина) (Buffalo, N. Y.: Prometheus Books, 1991).

2 Robert Baker. They Call it Hypnosis (Buffalo, N.Y.: Prometheus Books, 1990).

163

ских полетах. Было ясно, что мои установки — так же как установки доктора Вейсса или любого другого специалиста, занимающегося гипнозом — играли существенную роль в создании определенной направленности наших бесед.

Бейкер, который отправлял в прошлое или в будущее более 500 человек, рассказывает, как его инструкции придавали определенную окраску результатам. Если он начинал свои беседы, доверительно сообщая, что регрессивный гипноз является эффективным методом возвращения в прежнюю жизнь, 90% его пациентов оказывались способны вернуться в прошлое и «восстановить» предыдущую жизнь. Если он скептически относился к возможностям такого рода и говорил присутствующим об этом, то 90% из них не могли рассказать историй, связанных со своим перевоплощением. Особый интерес представляет то, что определенная часть (по некоторым оценкам, от 4 до 6%) людей «склонна к фантазированию» и обладает чрезвычайно богатым воображением. Значительную часть времени такие люди проводят, фантазируя или мечтая наяву, они способны сочинять великолепные истории. Они охотно «галлюцинируют», особенно во время сеансов гипноза. Эти люди не являются душевнобольными и нормально ориентированы в жизни. Но под воздействием гипнотизера их фантазии оказываются особенно буйными. Поэтому едва ли нужно прибегать к паранормальным или оккультным объяснениям того, что является чисто психологическим явлением.

Большая часть воспоминаний может возникать лишь в момент короткого контакта между гипнотизером и гипнотизируемым. Однако Джонатан Венн, клинический психолог, провел 60 сеансов гипноза с одним и тем же пациентом в течение 18 месяцев и мог весьма детально проанализировать полученные результаты1. Он обнаружил много несогласованностей и фактических ошибок в этих воспоминаниях. Объектом гипноза был некто Мэтью, 26-летний молодой человек, помощник оптика из Оклахомы. Он «вспоминал себя» как Жака Трекота (Jacques Trecaulte), французского пилота времен Первой мировой войны, который, как он утверждал, был убит выстрелами из пулемета в грудь немецким пилотом в августе 1914 г. над Монсом (Франция). Сеансы проходили так интенсивно, что Мэтью хватался за грудь, жаловался на боль, покрывался потом и вскрикивал. До начала сеансов гипноза Мэтью жаловался на боль в груди и действительно несколь-

1 Jonathan Venn. Hypnosis and Reincarnation'. A Critical and Case Study (Джонатан Венн. Гипноз и перевоплощение: критическое исследование конкретных случаев). Skeptical Inquiry. Vol. 12. № 4. Summer 1988.

164

ко раз попадал в реанимацию из-за болей в сердце. По-видимому, убежденность в том, что он был убит выстрелами из пулемета в своей предыдущей жизни, оказывала абреактивный (abreactive) эффект и помогала ему переносить то, что, как считал Венн, было психосоматическим симптомом. Работал ли здесь эффект плацебо или Мэтью действительно помогало вылечиться возвращение в прежнюю жизнь? Первое объяснение, утверждал Венн, лучше соответствовало фактам.

Во время гипнотических сеансов Жак Трекот высказал 47 утверждений, историческая точность которых могла быть проверена. Что Венн и проделал, изучая подлинные исторические материалы во Франции. Из 30 фактов, которые могли быть проверены с помощью источников, 16 оказались правдивыми, а 14 — ложными. Все 17 оставшихся утверждений, которые могли быть проверены с помощью иностранных архивов, оказались неверными. Например, пулеметы начали устанавливать на самолетах лишь в октябре 1914 г. (а не в августе, когда, как он утверждал, он был ранен). Более того, некоторые из городов, которые он упоминает, вообще не существуют. Имя Жака Трекота не было обнаружено ни в военных архивах Парижа, ни в Теонвилле, где он якобы родился, женился и проживал. Венн заключил из этого, что прошлая жизнь Мэтью фактически не подтверждается и параномального явления не было. Скорее всего, то, что Мэтью узнал о Первой мировой войне и жизни во Франции, было почерпнуто им из книг, телевидения и комиксов (он был их страстным любителем). Наиболее правдоподобным объяснением случившегося является амнезия относительно источников или криптомнезия. Мэтью не подозревал об источниках своих фантазий, но они могли оставить определенные следы и оказать специфическое влияние на результаты собеседования.

Следует также сказать о другом красноречивом случае «перевоплощения под гипнозом». Питер Дж. Ревин (Peter J. Reveen), выступающий на сцене и известный как «Ревин Невозможный», был способен вернуть в прошлое сотни добровольцев, принимавших участие в его представлениях. Он говорил, что его действия оказываются эффективными только тогда, когда его подопечные не сомневаются в реальности перевоплощения1. Ревин был способен извлекать, вечер за вечером, десятки интересных описаний прошлых жизней. Он столкнулся с одной серьезной проблемой: в один из вечеров сразу несколько че-

1 Peter J. Reveen. Fantasizing Under Hypnosis: Some Experimental Evidence (Фантазии под гипнозом: некоторые экспериментальные свидетельства). Skeptical Inquirer. Vol. 12. № 2. Winter 1987/1988.

165

ловек начали утверждать, что они являются одной и той же исторической личностью. Двое мужчин утверждали, что они были Генрихом VIII, королем Англии. А на другом представлении мужчина и женщина начали утверждать, что они оба были Христофором Колумбом. Но если реинкарнация существует, то как возможно, чтобы две души находились в одном теле?

Николас Спанос (Nicholas Spanos), тоже психолог, указывает, что после более чем столетия исследований научное сообщество все еще не согласилось принять идею «гипнотического транса». На основе бихевиористского сравнительного анализа члены контрольной группы, не подвергавшиеся гипнозу, но поощряемые к реинкарнационным воспоминаниям, ведут себя практически так же, как и те, кто якобы «впал в состояние транса». Спанос утверждает, что высказывания гипнотизера играют определенную роль в поведении гипнотизируемого. Люди, которые ведут себя так, словно они обладали предыдущими жизнями, соответственно и действуют в рамках фантазии, как если бы она являлась истинной, или, по крайней мере, они оказываются настолько поглощенными взаимодействием с гипнотизером, что начинают вести себя так, словно верят во все это1.